|
Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ |
|
В разделе материалов: 462 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 ... 15 16 » |
 Предлагаем вашему вниманию выдержки их книги Олега Александровича Колосовского "Литература. XXI век. К вопросу о стандарте среднего общего образования по литературе". |
 Первая ошибка – перегруженность программы.
В этом можно убедиться, просмотрев, КИМ для ЕГЭ. Как будто педагоги
следовали лозунгам 20–30-х годов прошлого века во времена борьбы с
безграмотностью: «Чем больше, тем лучше!», или «Знание – сила!». |
 Приведу контрпример блестящей критики классических произведений – известные лекции В. Набокова (нелюбимого мной писателя и обожаемого мной критика).
Надо заметить, что Набоков, истинный эстет, не мучил себя критикой
заурядных писателей. |
 Вопросу, что считать лучшими
произведениями с точки зрения педагогики, посвящено много работ,
написанных в советское время. Этот опыт с учетом необходимости сделать
поправки на реалии XXI в. неоценим. Обратимся, например, к результатам
работы. |
 В школьной «библиотеке» есть книги, при чтении которых приходят на ум следующие образы:
неприкаянность героев, личностное вырождение, враждебность окружающего
мира, его абсурдность, человеческое ничтожество, безверие, одержимость
«бесами», грядущая катастрофа и т. п. |
Негативный, депрессивный и малодушный здесь – синонимы. Эти книги я метил по следующим признакам. |
 Недостатки современных учебников
осуждались выше. Из обсуждений следует необходимость создания нового
учебника с чистого листа. Очевидно, в первую очередь это должен быть
учебник по изучению «позитивной литературы». Также в нем должны быть
отражены следующие моменты. |
 Как известно, мир Античности –
один из китов, на которых стоит духовная культура любого европейского
народа, а стало быть, и русская культура. Вспомним, как Пушкин сетовал,
что плохо знает «греков». В России изучение Античности в классической
гимназии было отменено в конце XIX в. |
 О чем идет речь? О том, что в
азарте построения правового государства в современной России забыли про
вечные ценности и добродетели. Нос вытащили, хвост увяз. Чтобы вопрос не
выглядел отвлеченно, приведу примеры. |
 В России возрастает число
креативных и европейски мыслящих людей и уменьшается число людей с
имперским мышлением. Когда лет через 10–20 количество первых достигнет
критического (несколько процентов), то вокруг них произойдет
«кристаллизация». |
 Академик С. Лихачев
вспоминал, что медленное «незаинтересованное» чтение былин на уроке
пробудило его любовь к литературе. Так и надо поступать – читать вслух
отрывки из былин «О Соловье Будимировиче», «О Горе-Злосчастии», «Слово о
полку Игореве». |
 Согласитесь, Читатель, что сатиру
всегда сочиняли в расчете на общественный резонанс. Что понятно для
взрослого читателя, то рано для школьника. Поэтому в школьном
образовании сатира должна присутствовать в небольших количествах. |
 Желание ознакомить с наибольшим числом
произведений. При этом изучают, анализируют так тщательно, что пропадает
свежесть восприятия. В конце концов все кажется очевидным и
законченным, как таблица умножения. Изумление и радость восприятия
исчезают. |
 «Песня про купца Калашникова…» –
«одно из самых удивительных произведений русской литературы, вот где
чудо, где он (Лермонтов), увидел и почувствовал эпоху Ивана Грозного? |
 «Славянофилы говорят, что
"Мертвые Души” – апофеоз Руси, "Илиада” наша – и хвалят, другие бесятся,
что тут "анафема” и за то ругают» (А. Герцен). |
 Что ни говорите, а фамилия, облик
(глаза, лоб, губы, посадка головы…) говорят много об уме и душе
человека. Дети – прирожденные физиономисты, глядя на портрет,
определяют, что это за человек. В случае Тургенева они точно не
ошибаются – это человек умный и благородный. |
 «Однодум». Это рассказ о праведнике,
очень русский по духу, по языку, по юмору, по месту действия, и читается
легко. Интрига не ослабевает до самого конца. Когда же «свернет себе
шею» чудак, решивший жить буквально по Библии? |
Изучение романа «Обломов». |
 Время
Некрасова – особый период русской поэзии. Он начался с полемики о
назначении искусства и вылился в борьбу двух направлений – «некрасовской
школы» и поэзии чистого искусства. |
 Сравнение
стихов Баратынского и Тютчева позволит лучше оценить стиль Тютчева.
«Его стихи обладают чувством весны, молодым, добрым и веселым. Они
короче и живее стихов Баратынского, которые довольно тяжелые» (И.
Аксаков). |
 Великий
писатель Ф. М. Достоевский – один из самых читаемых и самых цитируемых в
мире. Его произведения, казалось бы, надо учить в школе. Но поскольку в
них он «заглядывал в бездны человеческого духа» и поднимал «проклятые
вопросы», то есть сомнения на этот счет. |
 Современников и людей XX в.
поражала внешность писателя. И на учеников она произведет впечатление.
Ученик интуитивно следует поговорке, что Бог дает человеку лицо и
никогда не ошибается. |
 Удивительно,
насколько Чехов с его жизнелюбием и страстью к благотворительной
деятельности отличался от персонажей своих произведений. Только глупец
может утверждать, что писатель и его книга едины. |
 Сказанное ниже не есть оценка творчества Бунина вообще, а исключительно под углом зрения школьного образования. |
 Уровень исторических знаний
среднестатистического человека низок. Это видно из обсуждений истории
России в СМИ, в Интернете, быту и т. д. Показательным является
поляризация мнений, как, например: революция – это великая смута или
начало модернизации страны... |
 В конце XIX в. в России начался дикий
капитализм и, как следствие, раскрестьянивание в деревне и
сверхэксплуатация рабочих в городе. Тяжелое положение крестьян усилило
их традиционную неприязнь к помещикам, в их понимании –
привилегированным паразитам. |
 По мнению В. Набокова, советская
литература «примитивна, политизирована, провинциальна, чрезвычайно
консервативна и трафаретна». Это профессиональный взгляд издалека. |
 Горький
был первым крупным писателем, вышедшим из народа, т.е. вопреки
«свинцовым мерзостям жизни». Поэтому в его творчестве есть свежесть,
страсть, грубая правда, не замутненная печальным юмором. «Правда выше
жалости!» В XIX в. так не смог сказать никто. |
 Судя по содержанию школьных
программ и журнала «Литература в школе» и т. д., педагоги из
Министерства образования слабо представляют состояние умов подростков, и
какие книги полезно изучать. В значительной степени психология
современного подростка определяется бытом. |
 У греков есть «Илиада», у немцев –
«Фауст», у американцев – «Унесенные ветром», у англичан – «Сага о
Форсайтах». У русских есть «Война и мир», «Кому на Руси жить хорошо» и
«Тихий Дон». |
| |