Предлагаем вашему вниманию выдержки их книги Олега Александровича Колосовского "Литература. XXI век. К вопросу о стандарте среднего общего образования по литературе".
Первая ошибка – перегруженность программы.
В этом можно убедиться, просмотрев, КИМ для ЕГЭ. Как будто педагоги
следовали лозунгам 20–30-х годов прошлого века во времена борьбы с
безграмотностью: «Чем больше, тем лучше!», или «Знание – сила!».
Приведу контрпример блестящей критики классических произведений – известные лекции В. Набокова (нелюбимого мной писателя и обожаемого мной критика).
Надо заметить, что Набоков, истинный эстет, не мучил себя критикой
заурядных писателей.
Вопросу, что считать лучшими
произведениями с точки зрения педагогики, посвящено много работ,
написанных в советское время. Этот опыт с учетом необходимости сделать
поправки на реалии XXI в. неоценим. Обратимся, например, к результатам
работы.
В школьной «библиотеке» есть книги, при чтении которых приходят на ум следующие образы:
неприкаянность героев, личностное вырождение, враждебность окружающего
мира, его абсурдность, человеческое ничтожество, безверие, одержимость
«бесами», грядущая катастрофа и т. п.
Недостатки современных учебников
осуждались выше. Из обсуждений следует необходимость создания нового
учебника с чистого листа. Очевидно, в первую очередь это должен быть
учебник по изучению «позитивной литературы». Также в нем должны быть
отражены следующие моменты.
Как известно, мир Античности –
один из китов, на которых стоит духовная культура любого европейского
народа, а стало быть, и русская культура. Вспомним, как Пушкин сетовал,
что плохо знает «греков». В России изучение Античности в классической
гимназии было отменено в конце XIX в.
О чем идет речь? О том, что в
азарте построения правового государства в современной России забыли про
вечные ценности и добродетели. Нос вытащили, хвост увяз. Чтобы вопрос не
выглядел отвлеченно, приведу примеры.
В России возрастает число
креативных и европейски мыслящих людей и уменьшается число людей с
имперским мышлением. Когда лет через 10–20 количество первых достигнет
критического (несколько процентов), то вокруг них произойдет
«кристаллизация».
Академик С. Лихачев
вспоминал, что медленное «незаинтересованное» чтение былин на уроке
пробудило его любовь к литературе. Так и надо поступать – читать вслух
отрывки из былин «О Соловье Будимировиче», «О Горе-Злосчастии», «Слово о
полку Игореве».
Согласитесь, Читатель, что сатиру
всегда сочиняли в расчете на общественный резонанс. Что понятно для
взрослого читателя, то рано для школьника. Поэтому в школьном
образовании сатира должна присутствовать в небольших количествах.
Желание ознакомить с наибольшим числом
произведений. При этом изучают, анализируют так тщательно, что пропадает
свежесть восприятия. В конце концов все кажется очевидным и
законченным, как таблица умножения. Изумление и радость восприятия
исчезают.
«Песня про купца Калашникова…» –
«одно из самых удивительных произведений русской литературы, вот где
чудо, где он (Лермонтов), увидел и почувствовал эпоху Ивана Грозного?
Что ни говорите, а фамилия, облик
(глаза, лоб, губы, посадка головы…) говорят много об уме и душе
человека. Дети – прирожденные физиономисты, глядя на портрет,
определяют, что это за человек. В случае Тургенева они точно не
ошибаются – это человек умный и благородный.
«Однодум». Это рассказ о праведнике,
очень русский по духу, по языку, по юмору, по месту действия, и читается
легко. Интрига не ослабевает до самого конца. Когда же «свернет себе
шею» чудак, решивший жить буквально по Библии?
Время
Некрасова – особый период русской поэзии. Он начался с полемики о
назначении искусства и вылился в борьбу двух направлений – «некрасовской
школы» и поэзии чистого искусства.
Сравнение
стихов Баратынского и Тютчева позволит лучше оценить стиль Тютчева.
«Его стихи обладают чувством весны, молодым, добрым и веселым. Они
короче и живее стихов Баратынского, которые довольно тяжелые» (И.
Аксаков).
Великий
писатель Ф. М. Достоевский – один из самых читаемых и самых цитируемых в
мире. Его произведения, казалось бы, надо учить в школе. Но поскольку в
них он «заглядывал в бездны человеческого духа» и поднимал «проклятые
вопросы», то есть сомнения на этот счет.
Современников и людей XX в.
поражала внешность писателя. И на учеников она произведет впечатление.
Ученик интуитивно следует поговорке, что Бог дает человеку лицо и
никогда не ошибается.
Удивительно,
насколько Чехов с его жизнелюбием и страстью к благотворительной
деятельности отличался от персонажей своих произведений. Только глупец
может утверждать, что писатель и его книга едины.
Уровень исторических знаний
среднестатистического человека низок. Это видно из обсуждений истории
России в СМИ, в Интернете, быту и т. д. Показательным является
поляризация мнений, как, например: революция – это великая смута или
начало модернизации страны...
В конце XIX в. в России начался дикий
капитализм и, как следствие, раскрестьянивание в деревне и
сверхэксплуатация рабочих в городе. Тяжелое положение крестьян усилило
их традиционную неприязнь к помещикам, в их понимании –
привилегированным паразитам.
По мнению В. Набокова, советская
литература «примитивна, политизирована, провинциальна, чрезвычайно
консервативна и трафаретна». Это профессиональный взгляд издалека.
Горький
был первым крупным писателем, вышедшим из народа, т.е. вопреки
«свинцовым мерзостям жизни». Поэтому в его творчестве есть свежесть,
страсть, грубая правда, не замутненная печальным юмором. «Правда выше
жалости!» В XIX в. так не смог сказать никто.
Судя по содержанию школьных
программ и журнала «Литература в школе» и т. д., педагоги из
Министерства образования слабо представляют состояние умов подростков, и
какие книги полезно изучать. В значительной степени психология
современного подростка определяется бытом.
У греков есть «Илиада», у немцев –
«Фауст», у американцев – «Унесенные ветром», у англичан – «Сага о
Форсайтах». У русских есть «Война и мир», «Кому на Руси жить хорошо» и
«Тихий Дон».