|
В разделе материалов: 68 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |
 Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова,
то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в
целом, художественное произведение есть выражение определенного
эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального
комплекса в образной, эстетически значимой форме. |
 Художественное
произведение как объект научного познания существенным образом
отличается от всех других объектов. Оно не противостоит научному
сознанию как чистый объект, как "вещь". |
 Даже
на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из
некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п. Иными словами, оно имеет
сложный внутренний состав. |
 В
учебной, справочной и даже научной литературе термин "тема" толкуется
по-разному. "Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для
изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в
произведении",
– пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая
и первого. |
 Под
проблематикой художественного произведения в литературоведении принято
понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности.
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека,
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема
рассматривается под определенным углом зрения. |
 Обыкновенно в качестве третьего структурного
компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею.
Однако на самом деле завершающий "этаж" содержания не сводится к идее, а
оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин "идейный мир"
произведения. |
 Начнем со свойств изображенного мира. Под
изображенным миром в художественном произведении подразумевается та
условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует
писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. |
 Литературный образ может существовать
не иначе, как в словесной оболочке. Все детали изображенного мира, о
которых шла речь выше, получают художественное бытие, только будучи
обозначенными словом. |
 Детали
изображенного мира и их словесные обозначения в литературном
произведении располагаются определенным образом, с особым художественным
смыслом. |
 Анализ – важнейший
метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое
расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью.
Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой
организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая
богаче, чем сумма составляющих систему элементов. |
 В
литературоведении термин "интерпретация" означает толкование,
постижение целостного смысла художественного произведения, его идеи,
концепции. Различают интерпретацию читательскую (первичную), научную и
творчески-образную. |
 При
целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый
план выходит категория, отражающая эту цельность, – стиль. Под стилем в
литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов
художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и
выражающее известную содержательность. |
 Чтобы
более или менее исчерпывающе познать художественное произведение,
необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения,
ничего в них не пропуская. |
 Литературными
родами в литературоведении называются крупные классы произведений –
эпос, лирика, драма (драматургия), а также промежуточная форма
лиро-эпики. |
 Изучение исторического
контекста – наиболее привычная для нас операция. Она превратилась даже в
некоторый обязательный шаблон, так что школьник и студент любой
разговор о произведении стремятся кстати и некстати начинать с эпохи его
создания. Между тем изучение исторического контекста далеко не всегда
обязательно. |
 То же и даже с большим основанием
можно сказать и о контексте биографическом. Лишь в редчайших случаях он
нужен для понимания произведения (в лирических жанрах с ярко выраженной
функциональной направленностью – эпиграммах, реже в посланиях). |
 Все,
о чем говорилось в этой книге до сих пор, относилось к области
литературоведческой техники. В принципе, при базовом филологическом
образовании и известном усердии, овладеть ей может каждый. |
 Выпишите в контексте выделенные
существительные, определите их разряд (собственные; нарицательные,
употребленные в значении собственных; собственные, употребленные в
значении нарицательных). |
 1. Скоро весь сад, согретый солнцем,
обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях;
и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым,
нарядным (А. Чехов). |
 Мороза большого не было, но дул сильный,
пронзительный ветер и гнал вдоль улицы облака снега, которые, казалось,
бежали в ужасе; под заборами и у крылец уже навалило высокие сугробы
(А. Чехов). |
 1. Несколько дней сряду не было ни облачка
на небе; солнце пекло невыносимо, и с утра дул теплый ветер, поднимая в
бурунах и по дороге облака горячего песку и разнося его по воздуху через
камыши, деревья и станицы (Л. Толстой). |
 1. Мысль о том, чтобы собрать слова,
имеющие отношение к природе, пришла мне в тот день, когда на луговом
озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и
цветы (К. Паустовский). |
 1. Мы с Костей твердо верили, что в книге не может быть вранья, а описано все, как было в действительности (Д. Мамин-Сибиряк). |
 1. В детской дружбе заложена какая-то
таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. Те, кого
мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального
жизненного пути (Д. Мамин-Сибиряк). |
 № 24. Выпишите прилагательные в составе словосочетания, определите лексико-грамматический разряд, ответ обоснуйте: |
 № 40. К какой части речи относятся
следующие слова? Ответ обоснуйте, учитывая семантику слов и
грамматические особенности. Для уточнения лексического значения
используйте толковые словари. |
 № 56. Выпишите местоимения в контексте, определите:
1) семантико-функциональный разряд; |
 № 72. Определив вид, подберите к данным глаголам видовую пару и назовите показатели вида: |
 Выпишите в контексте
эталонные формы повелительного наклонения и конструкции, примыкающие к
повелительному наклонению (формы совместного действия, конструкции с
частицами давай, пусть и проч.), определите передаваемое ими значение – модальные значения, оттенки побудительности, экспрессивные оттенки. |
 Книга
– это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего
старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. |
| |