Функциональный
аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно
привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством
которой осуществляется речевое общение.
Признавая
объективную необходимость многоаспектного изучения текста, можно все-таки
выделить основные аспекты, связанные с характеристикой текста как цельного
литературного произведения, как динамической коммуникативной единицы высшего
уровня.
Для определения механизмов образования текста необходимо
уяснение таких понятий, как прагматическая установка текста и прагматическая
установка автора. Текст как цельное речевое произведение имеет свои
закономерности образования.
По мысли В.В. Виноградова, учение о тексте – это учение о
типах словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода
целостных структур.
В кругу вопросов,
связанных с характеристикой текста, предполагающей всестороннее освещение
данного феномена, вопрос о целостности и связности, пожалуй, можно считать
одним из основных.
Семантико-структурнаяи коммуникативная организация текста осуществляется в результате
следования некоторым правилам, среди которых немаловажную роль играет выбор
способа повторной номинации, порядка слов, типа модальности и др.
При рассмотрении речевой организации текста были выделены
две основные семантико-структурные единицы – высказывание и межфразовое
единство (сложное синтаксическое целое). Обе единицы – это единицы семантико-синтаксического
членения текста.
Итак, границы межфразовых единств и абзацев могут не
совпадать. Длина абзацев различается у разных авторов. Известно, например, что
Л.Н. Толстой предпочитал длинные многотемные абзацы, а А. Чехов и К.
Паустовский дробили текст на более мелкие отрывки.
Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью
выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так
как дает некоторую «передышку» при чтении, а также расставляет акценты.
Выявление таких
единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о
формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста.
Динамическое описание может основываться и на
использовании глаголов активного действия, однако это действия, опять-таки
наблюдаемые со стороны, действия, не совершаемые во времени, а действия,
характеризующие лицо, предмет...
Как ни важно изучение речевой организации текста
(выявление основных единиц текста, способов изложения), это изучение не может
оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования
и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы
текста в единое смысловое и структурное целое.
Типология текста, несмотря на свое центральное положение
в общей теории текста, до сих пор еще разработана недостаточно. Не определены
еще общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации.
Если словесный
образ может быть не только в художественном тексте, то перевернутый образ
(термин Ю.М. Лотмана) исключительно принадлежность текста художественного.
Для установления глубинных (содержательных) различий
между художественным и нехудожественным текстом можно обратиться к
представлению таких категорий, как время и пространство.
Текст в тексте –
это введение в оригинальный авторский текст чужого текста. Таким образом,
представление о тексте как о единообразном смысловом пространстве можно
дополнить или уточнить указанием на возможность вторжения в него разнообразных
элементов из других текстов.
В разных видах текста обнаруживаются разные формы
представления авторства. Выбор форм зависит от общих характеристик текста,
назначения и функции. Эти формы могут быть личностными (когда субъект речи
обозначен непосредственно, персонифицирован), безличностными,
личностно-безличностными.
В основе этого деления лежит речевая организация текста:
прозаический текст – это речь отрывистая, членение речи здесь определяется
смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает;
стихотворный текст, или поэтический, – это речь периодическая, ритмически
организованная.
При характеристике текстов по их функционально-стилевой
ориентации (по их принадлежности к разным функциональным стилям) учитываются
признаки экстралингвистические (сфера общения, отражающая сферу человеческой
деятельности, и общая функция речи) и собственно языковые
(функционально-стилистическое расслоение средств языка).
Публицистический стиль использует самую разнообразную в
тематическом плане лексику и фразеологию, отражая тем самым социальную
многоплановость современного русского языка.
Качественные признаки разновидностей текста создаются,
наряду с перечисленным, и проявлением в тексте личностных особенностей стиля
автора. Авторская индивидуальность обнаруживается в интерпретирующих планах
текста, в языково-стилистическом оформлении его.
Главная, общая цель создания текста (любого) – сообщение
информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее
количество информации, содержащейся в тексте, – это его информационная
насыщенность.
Информационная компрессия – это сжатие плана означающего
при сохранении плана означаемого. Для определения предела сжатия существует
понятие текстовой нормы. В разных текстах она будет разной, однако есть и общий
показатель у этой нормы: речевая единица не должна утрачивать своего
сообщительного смысла.
Каждый текст как цельное речевое произведение оценивается
по целому комплексу критериев. Основными составляющими этих критериев являются:
1) информационно-структурные качества текста и 2) тональные (стилистические)
качества текста.
Все сколько-нибудь знакомые с процессом художественного
творчества хорошо знают, что художественные идеи и образы не суть сложные
продукты наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору разом в своей
внутренней целостности (художник видит их, как это прямо утверждали про себя
Гёте и Гофман), и дальнейшая художественная работа сводится только к их
развитию и воплощению в материальных подробностях...