Лирика Б.Ахмадулиной в значительной степени основана на активном
диалоге с поэтической традицией, свойственное же ее сознанию
самоощущение в стихии поэзии принципиально не ограничивается
пространственными, временными рамками, не замыкается в пределах
отдельных исторических эпох и индивидуальных художественных миров...
Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в
стихотворении «Русский огонек» (1964). Лирический герой поэта — путник и
странник, путешествующий по России, затерянный во времени и пространстве
(«бескрайнем мертвом поле»).
Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное
чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого
мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в
стихотворении «Душа хранит».
Для мировоззрения Н.М. Рубцова характерен элегический
взгляд на мир, восприятие окружающей действительности через призму музыки. В
стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично
сливается с остальными образами звучащего мира...
Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического
героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив
сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери,
шум листопада, символизирующий любование родной природой.
Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных в
творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно
противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту
жизненные силы, питает его творческое мастерство.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Судьба, как ракета,
летит по параболе...» воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В
центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь.
Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных
невзгод.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Первый лед» — небольшая
элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка
мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Елка» отличает праздничное
новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье
вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается
как семейный праздник.
Темой стихотворения Б. Ахмадулиной «Влечет меня старинный
слог» является соотношение материальных и духовных ценностей мира. Обращение к
древности, к истории является своеобразным сюжетным ходом, который помогает
осознать, что все материальные ценности мира тленны.
Ключевой образ стихотворения Б. Ахмадулиной «Свеча»
переносит нас в пушкинскую эпоху, где сосредоточены дорогие автору
произведения жизненные и творческие ценности.
Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с
пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку.
В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи...
В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема
творчества. Произведение «Стихотворения чудный театр» написано дактилем. Это
сообщает ему плавность и мелодичность.
Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна и
добра...» — небольшая зарисовка из городской жизни. Уже первые строки его «Как
никогда, беспечна и добра, я вышла в снег арбатского двора...» характеризуют
лирическую героиню как представительницу определенного социального круга.
В стихотворении «Не добела раскалена» Б. Ахмадулина
обыгрывает созвучие «ночь» — «печь». Речь идет о белой ночи в
Санкт-Петербурге: «Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою».
Первая строчка моментально рождает ассоциацию «ночь» — «печь», что делает
образ белой ночи более выразительным
В творчестве И.А. Бродского сложилась целая поэтическая
традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в
1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение «Рождественская звезда» (1987)
можно назвать одним из самых известных произведений «рождественского цикла».
На первый взгляд, это стихотворение можно отнести к любовной лирике,
так как речь в нём идёт о знаменитом "сожжённом письме” Е.К. Воронцовой
А.С. Пушкину. Однако в стихотворении оказываются смешаны разные
времена, образы разных эпох, которые не сразу складываются в нечто
целое.
Максимилиан Волошин —
поэт интеллектуально-чувственный. Его образы
глубоки и сильны, изумительно ярки, и
стихотворение «Рождение стиха» — чудесное тому
подтверждение.
При анализе стихотворения «Творчество» необходимо помнить, что
произведение принадлежит «отцу русского символизма», что оно программное
для самого поэта и его сторонников. Именно В.Я. Брюсову принадлежат
слова о том, что «символизм – поэзия намёков».
Контур - Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все
названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением -
видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим,
это — невидимый мир.
Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим
стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова
"Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный
ряд.
Стихотворение В. Брюсова «Дай устам моим приникнуть…» написано в 1905
году и является примером аллегорической поэзии писателя. На протяжении
всего стихотворения мы ощущаем некий подтекст: любовная встреча.
В "Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его
отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить,
уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову.
Валерий Брюсов — одна из значительнейших фигур в поэзии начала
XX века, которого считают «мэтром» и одним из основоположников русского
символизма. В начале 90-х годов XIX века В. Брюсов открыл для себя
французских символистов и увлекся их поэзией, считая декадентство
«путеводной звездой в тумане».
Стихотворение «Исаак и Авраам» является единственным во всем
творчестве И. Бродского, написанным на ветхозаветную тематику. Остальные
«библейские стихи» — новозаветные (более 15). Такой расклад ставит под
сомнение слова самого И. Бродского, что «я, конечно, Новому Завету
предпочитаю Ветхий».
Давайте разберемся, что же представляет собой лирическая поэзия? С
внешней точки зрения она предстает перед нами как слово, как речь,
выражающая мысли и чувства человека. Поэзия, как определил ее
Баратынский, - "есть полное ощущение данной минуты”.