Слово «раздельность» у нас под строгим
запретом. Позицию «писать раздельно» мы исключаем из-под своего
наблюдения и игнорируем! Мы предпочитаем минимальное количество позиций:
оставляем всего одну, так как если она одна, то выбирать
не из чего, варианты отсутствуют и ошибка исключена.
После первой твоей победы на границах слов (слитность) жить стало легче, но еще на тебя со всех сторон наступают КВАГИ. КВАГИ – это неправильное, искаженное написание слов, которые в нашей программе без правил (БП) вполне соответствуют позиции «легко» и «опора на речь».
Мы договорились – орфографическими
словарями не пользоваться. И правильно сделали. Учить или запоминать
слова по словарю – изнурительная, бессмысленная и тупая работа. Школьная
практика не дает опоры или какой-либо системы в этой работе: учи подряд
от буквы «а» до буквы «в».
Тогда проверка «скажи иначе»! Эта проверка – одна из двух, которыми мы пользуемся в нашей программе «БП». У нас есть всего две (!)
проверки на весь курс обучения. Проверка «скажи иначе» делается не
«тупым подбором слов» по типу: «коза-козы», «гроза-грозы», а совсем иначе.
Понятно,
что так, как во второй колонке, слова можно написать только чтобы
пошутить. Первая колонка – варианты отсутствуют, трудности нет, позиция
легко.
В
этом алгоритме первой идет самая часто встречающаяся позиция и она же –
самая простая и всем хорошо известная (кое-либо-то-нибудь – черточку не
позабудь – это мы знаем с детства).
По системным ошибкам эти слова – в
хит-параде. Причем не только у школьников (то есть у тебя), но и у
студентов, клерков, офисных трудящихся и – у родителей.
Один из самых легких и простых
алгоритмов, не требующих особой проработки. Усваивается сразу,
закрепляется в две задачи, при этом он решает проблему довольно
радикально и неожиданно.
Как бы тебе ни показалось это трудным, это
рядовая позиция, не требующая никаких особых усилий. Ошибки здесь
допускаются из-за того, что в учебниках слишком много проверок и
объяснений. Проследим все это на простых примерах и
примем решение, как будем действовать: договоримся об одной проверке –
самой простой и быстрой.
Мне, можно сказать, повезло: я училась
по старым учебникам Бархударова и Крючкова. В целом они были даже очень
неплохими. Там не было слов «орфограмма» и «пункто грамма», а сами
правила были изложены простым языком и писались крупными жирными
буквами.
Все так или иначе опасаются приставок. Эти опасения связаны с тем, что их – много. А также много различных правил. История приставок в школьной орфопрограмме (ШОП) довольно длинная, как и их списки.
Если ты – учащийся 8-го или 9-го
класса (или был им), то ты, конечно, знаешь такие слова как
«обособления», «придаточные предложения», «сложноподчиненные и
сложносочиненные предложения» и так далее.
Для контроля пауз тебе очень
понадобится ДОБ. В программе БП и в ПРП мы разделили все запятые на 2
группы: правый оборот и все остальные. Так вот: «все остальные»
отличаются от правого, но между собою ведут себя одинаково: так, как
ДОБ.
В учебниках одни только названия тем
навевают тоску. От слов «сложноподчиненное предложение» сразу веет
скукой: это что-то сложное (то есть трудное и непонятное) и вдобавок
кому-то еще (или чему-то) подчиненное (подчиняться – это плохо).
До того все обороты мы легко узнавали по
вопросам: правый – типа «какой?»; ДОБ – «что делая/что сделав», союзный –
любой, какой подойдет. К вводному вопрос задать нельзя.
Рядом
со сравнением ходит одна малоприятная проблема: запятая перед «как».
Договоримся правилами не пользоваться и предельно сократить количество
позиций.
Перед этим маленькое, но ценное
примечание. Во-первых, некоторые (и такие находятся даже среди взрослых
людей) не видят особой разницы между тире и дефисом (кроме длины).
Чем ты руководствовался, принимая
решение? Подавляющее большинство учащихся, как правило, решение
принимает довольно легко и уверенно, но при этом они ни на что не
опираются! То есть поддержки у них нет – только интуиция.
Исключения обладают свойствами
сорняков: чрезвычайно живучи, их не надо окучивать, за ними не надо
ухаживать – выживают сами по себе: никто никогда их специально не
заучивает. Но знают их все. Только это никому не надо.
До тех пор пока я работала, как
большинство преподавателей и репетиторов, без системы и не занималась
этимологией и анализом ошибок так, как это сейчас делаю, в течение 20
лет толку от моей работы было мало.