Стихотворение A.A. Вознесенского «Первый лед» — небольшая
элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка
мерзнет в автомате.
Через все произведение проходит тема холода. Ее
подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки»,
«ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и
трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «первый
лед». На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается. Сначала он
воспринимается как обычное погодное явление. Но затем метафора «первый лед
телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся
зимы, а лед, просочившийся в душу лирической героини через ледяные нотки в
голосе любимого, которые девушка услышала по телефону. Финальные строки
стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: «Мерзлый
след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».
Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и
губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала,
потребности любить и быть любимой.
В стихотворении много назывных предложений, что придает
сюжету определенную недосказанность, фрагментарность. Столкновение детской
наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце
автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не
может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против
правды — суровой правды жизни.
Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой
горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то,
что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой.
Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований
может быть много на жизненном пути.
Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных
человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно
восстановить.
|