В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема
творчества. Произведение «Стихотворения чудный театр» написано дактилем. Это
сообщает ему плавность и мелодичность.
Поэт в нем представлен как сторонний наблюдатель.
Вдохновение, творческий замысел, талант существуют где-то вне его.
Стихотворение создает «чудных божеств несравненный талант», неведомый дирижер,
который берет грозную палочку «где-то меж звездами».
Божественное происхождение таланта — традиционная
философская идея, которую исповедовали многие деятели искусства. Музыкантам
кажется, что они слышат гениальную музыку, поэтам приходят откуда-то нужные
слова.
При этом художник слова подчас не может совладать с силой
своего таланта. Господь заставляет его быть инструментом в своих руках.
Б. Ахмадулина подчеркивает, что стихотворение рождается
не в благостных мечтаниях, а в самых настоящих творческих муках, когда поэт
порой воспринимает его окончание как долгожданное освобождение от бремени:
«Кончено. Лампы огня не таят. Вольно! Прощаюсь с божественным игом». Признавая
божественное происхождение таланта, человек посвящает поэзии всю свою жизнь.
Он становится одновременно и актером, и инструментом, разыгрывающим под
руководством дирижера каждый раз новую пьесу: «вместо ответа — мука, когда
раздираются отверстья труб — для рыданья и губ — для тирад».
Божественное начало в стихотворении воплощено рядом
иносказательных образов: дирижера, влюбленного в музыку тирана,
безукоризненного гения небес. При этом при каждой последующей номинации образ
небесного тирана выглядит все более всемогущим и совершенным.
Большое внимание в произведении уделено образу лирического
героя — самого поэта. В начале стихотворения он пытается сопротивляться своей
миссии, восклицая: «Я ни при чем», «Я лишь простак», «Я не хочу!». Потом поэт
вынужден согласиться со своей миссией («Нам ли решать, что сегодня сыграем?»),
тем самым принимая свое божественное предназначение.
Вынесенный в заглавие образ чужого театра, которому в
произведении уподобляется стихотворение и который повторяется четыре раза в
самом тексте, обрамляя его, создает кольцевую композицию. Он привносит в
произведение атмосферу творчества и ожидания новых чудесных открытий.
|