Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с
пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку.
В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи: «Ни в сырости,
насытившей соцветья, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого
столетья, — бери себе другое — и живи».
Именно в сумерки лирическая героиня способна мысленно
перенестись в прошлое и пройти по аллее старины (символа дворянской усадебной
культуры). В это время можно представить себе дом, «где счастливо семейство»,
и признаки этого тихого домашнего счастья: гости на именины, домашние фортепианные
концерты, старинный вальс, кружевные платья. Здесь Б. Ахмадулина делает
читателю еще один знак, свидетельствующий о том, что речь идет о
дореволюционном времени: гостей на именины ждут, чтобы «шуметь, краснеть и
руки целовать». Целовать дамам руки — обычай дворянского круга. Эту привычку
быстро искоренили в советское время, объявив сословным пережитком. Да и вместо
привязанных к церковному календарю именин стали праздновать дни рождения.
Подобный сюжетный ход помогает автору начать разговор о давно минувшей эпохе.
Мотив воспоминаний удачно подчеркивают анафорические
повторы. Лирическую героиню произведения привлекают не только внешние атрибуты
той жизни (утонченная музыкальность, замедленность темпа жизни, беспечность),
но и тип отношений между людьми, которому свойственно радушное гостеприимство.
Однако милость привета людей из прошлого лишь может манить своей притягательной
силой, но остаться в их мире героиня не может, причина этого раскрывается в девятой
строфе:
Души моей невнятная улыбка блуждает там, в беспамятстве,
вдали в той родине, чья странная ошибка даст мне чужбину речи и земли.
Современная поэтессе речь кажется ей дикой, она шлет не
привет, а проклятие. «Заблужденьем духа» называет Б. Ахмадулина путешествие
лирической героини в прошлое. В стихотворении явно слышны ахматовские мотивы и
ностальгия по дворянской дореволюционной России.