Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное
чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого
мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в
стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по всей видимости, считал
программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В
центре произведения — незатейливый вид русского селения:
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон
столетний, божий храм.
О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура
художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная
гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и
молниеносное движение. Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» —
«щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько
подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя
то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое
обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.
Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает»)
имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ
осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой
пытается заглянуть в глубь веков.
Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в
себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой
путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью».
Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый
«как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и
запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной
сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает
монументальность описываемой картины.
Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное
от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для
общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно
ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического
героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М. Рубцов выбирает
именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход
слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое
время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси
в ХI-ХII веках. Были они, как правило, белокаменными. Древние строители
вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно,
сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее
ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени,
рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное
существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н.
Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное
начало в его душе.
В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов
обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения
художественного пространства при помощи использования вертикальных координат:
от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже
поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.
В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный
в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не
о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется,
так возникает тема исторической памяти поколений.
Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых
эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком
времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид
«древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия
народной души. Душа является категорией божественной. Центральные образы:
«вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой,
«свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с
эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного
мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде,
также оказываются вне времени.
Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является
устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом
же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова. Стремление к
максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи
восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова. Чаще всего такие
восклицания содержат обращение к родине или родным местам:
Русь моя, люблю твои березы! («Березы») Привет, Россия,
родина моя! («Привет, Россия ...») Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)
Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит»
во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О,
вид смиренный и родной!») . Эти наиболее эмоционально насыщенные строки,
отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ
родины.
Две центральные строфы оказываются связанными этими
обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре
стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь,
огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.
Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова
«Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере
струится...». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив
векового сна:
Много в озеро глядится Достославностей былых.
Однако по настроению стихотворения совершенно различны.
У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного
света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит
оптимистично:
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи,
Дремлет
сладко, беззаботно.
У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не
умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.
|