Стихотворение A.A. Вознесенского «Елка» отличает праздничное
новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье
вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается
как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: «Любовь
всегда—кануны. В ней — Новый год души».
Автор считает, что елка современной эпохи похожа немного
на ракету: у нее реактивные крылья и огненные шары. На фоне новогоднего
праздника рисуется лирическая героиня — девчонка с мандолиной и рыжей челкой,
похожей на кожуру мандарина.
Праздничная атмосфера, устремленность в будущее подчеркивается
восклицательной интонацией, назывными предложениями, звуковыми повторами
(«буйство» — «будущее» — «бусы» (аллитерация «б»). В стихотворении есть интересные
находки в области рифмы («пророчатся» — «непорочности», «с мандолиной» —
«мандарином», «журя» — «кожура», «буйство» — «в бусах»).
Воплощая тему обновления в канун новогодних праздников,
когда все люди загадывают желания и пытаются хоть на миг заглянуть в будущее,
узнать, что ожидает в следующем году, A.A. Вознесенский стремится и форму
произведения сделать новаторской. Отсюда обилие риторических вопросов,
необычный ритмический рисунок, неполные предложения. Сюжет стихотворения
развивается динамично. Однако наряду с оригинальными творческими находками в
произведении имеются и явные просчеты. Например, если мандарины — традиционный
атрибут убранства праздничного стола, то образ мандолины явно нужен
Вознесенскому только для звуковой игры ( «с мандолиной» — «мандарином»). На
фонетическом уровне восприятия текста эта рифма действительно выглядит
творческой удачей, настоящей находкой. А вот в образном плане мандолина явно
выбивается из контекста. Ведь это не слишком популярный в молодежной среде
инструмент. Обычно в компаниях в качестве аккомпанемента используется гитара.
Образ мандолины мог привнести в новогоднее стихотворение тему карнавала, но
тогда он должен быть подкреплен другими (например, масками и карнавальными
костюмами). А.А. Вознесенский в своем воображении добавляет последние штрихи
и детали. Его поэтические зарисовки пронизаны духом творческой фантазии и
эксперимента.
|