Валерий Яковлевич Брюсов — одна из значительнейших фигур в поэзии начала
XX века, которого считают «мэтром» и одним из основоположников русского
символизма. В начале 90-х годов XIX века В. Брюсов открыл для себя
французских символистов и увлекся их поэзией, считая декадентство
«путеводной звездой в тумане». Позже он издает несколько сборников
«Русские символисты», в которые в основном вошли его поэтические
произведения. Таким образом было ознаменовано появление символизма в
России. Согласно позиции Валерия Брюсова, символизм должен стать
«поэзией оттенков», «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и тем
самым «как бы загипнотизировать читателя».
О прошлом, поэт пытается установить связь времен: между прошлым и
настоящим, настоящим и будущим. Так, по мнению мастера, можно найти
связующее звено истории, осмыслить закономерности происходящих
процессов, предопределить будущее.
Теперь же обратимся к анализу одного из стихотворений Валерия Брюсова историко-мифологиче-ской тематики «Ассаргадон».
В. Брюсов выбирает сильную личность, известного героя древней истории.
Пафос этой поэтической миниатюры — пафос сильной, необыкновенной
личности, однако склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна
тебя, земная слава!»
В стихотворении царь Ассаргадон — полководец, который способен с помощью
своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий, на
движение времени:
Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как
бы стоит над всеми. Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и
«упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные
переживания читателя:
И вот стою один, величьем упоен...
Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех
людей — как тень в безумном сне», «мечта о подвигах — как детская
забава», — характеризующие царя как человека, забывшего о простых людях,
чрезмерно возгордившегося.
Египтом, Эламом. А последние две строфы — подведение итогов
разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы,
он горд и в то же время ужасно одинок.
Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз
подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры — пафос
утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос
разрушения, а не созидания. |