Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим
стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова
"Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный
ряд.
Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания
брюсовского "Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как
символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с
идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая
традиция, которой принадлежит "Кинжал" Брюсова, начата именно
стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения:
как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом.
Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных
строк свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у
Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение
Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в чередовании
разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на
отточенности, безупречности своего дара-оружия.
Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само
уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое
чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с
женскими (у Брюсова также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские
окончания. а строки из 5 и 7 стоп - женские) - всё это объединяет стихи
Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно отчётливо видны
различия.
Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому
подобном разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется
праздная толпа. У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока
не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его
песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть "с
людьми".
Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей.
Лермонтовский "Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала,
его судьбы получает истолкование во второй половине стихотворения.
Стихотворение Брюсова начинается даже не с рассказа о кинжале, а с
короткого упоминания о "нём" - если не читать названия, не сразу и
догадаешься, о чём идёт речь - кинжал, меч, нож? И тут же появляется
фигура поэта - причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор
говорит, что поэт - он сам (ещё одно отличие от стихотворения
Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту "ты", и мы можем лишь
догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого себя).
В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт
относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал -
вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения,
чтобы на их фоне вывести собственный рисунок.
В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах
Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный
пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося
движения. |