Стихотворение A.A. Вознесенского «Судьба, как ракета,
летит по параболе...» воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В
центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь.
Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных
невзгод.
В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы.
Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и
короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного «я»).
В качестве примера судьбы с интересной траекторией автор приводит биографию
художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир
высокого искусства.
Символом признания таланта художника в стихотворении
становится Лувр. A.A. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность
войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути,
копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты
щедро оплачивала церковь, делая дорогие заказы. Но Гоген предпочел рисовать
то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет
прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для
европейского глаза экзотическую природу.
Однако истинного творца всегда ожидает признание, поэтому
Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае),
«параболой гневно пробив потолок!».
От судьбы Гогена A.A. Вознесенский обращается к жизни
лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию,
то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести
тихое семейное счастье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей
возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая
так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом
разлуки в стихотворении становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие»
позывные любимой женщины.
В эпоху космических открытий образ летящей по параболе
ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомненно, выглядел модным и
актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и
«приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о
приземлении рядом с любимой.
Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучайно в
произведении доминируют глагольные формы, обозначающие движение («летит»,
«унесся», «уносился», «срывающий», «пробив», «уехал», «лечу», «несутся»,
«уезжает»).
Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся
те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут по параболе: это искусство, любовь и
история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая
жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопоставлены
статичные и на века закрепленные, инертные позиции: «каноны, прогнозы,
параграфы».
Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические
вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный
вопрос: «А может быть, все же прямая — короче?». Читателю предлагается самому
сделать правильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирического героя
произведения нет и не может быть другого пути.
В стихотворении много «неточных рифм» («параболе» —
«радуге», «Гоген» — «агент», «храбро» — «параболе»). Вместе с тем ключевой
символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной
строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. A.A. Вознесенский,
всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда»,
«парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале
стихотворения аллитерацией «р» («Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно
— во мраке и реже — по радуге»), а также звуковым удвоением («ракетой
ревущей»), затем «п» и «р» («Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие
плечики в черном парадном...»).
В стихотворении A.A. Вознесенского ярко воплотились
особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с
ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция
лирического героя — романтика и искателя приключений.
|