В своей работе я придерживаюсь высказывания
А.Дистервега: "Плохой учитель преподносит
истину, хороший учитель учит её находить”.
Хочется быть "хорошим учителем” или попытаться
стать им.
Как в этой лирической
миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой
раскрываются главные особенности её внутреннего
духовного строя, её личности, её поэтики?
«Антоновские яблоки» — текст
одновременно очень молодой и абсолютно зрелый. Его никак нельзя обойти,
раз уж мы говорим в школе о прозе И.А. Бунина. К тому же он созвучен
юности и интересен для анализа.
Самое значительное произведение Бунина 1920-х годов — повесть «Митина любовь». Так
о любви ещё никто не писал. В его произведении тонкий психологический
анализ сочетается с проникновением в "физиологию любви”, поэтическая
эротика — с показом мрачных, глубинных влечений человека.
Творческий портрет писателя на уроке
литературы — это не биография и не анализ творчества, но отчасти и то и
другое, это способ представить художника в разных его ипостасях — чтобы
заинтересовать аудиторию, задать нужную интонацию, создать
соответствующую атмосферу.
В слове, сказанном по случаю вручения ему премии, Бунин краток. В то
время Нобелевская речь имела, по сути, застольный характер (за сто лет
существования она несколько раз трансформировалась; нынешние лауреаты
обязаны произнести лекцию с изложением своих художественных и идейных
принципов, тем подтверждая своё право на такую высокую оценку).
Рассказ «Цифры», на мой
взгляд, очень сложен для понимания детей
двенадцати–тринадцати лет. В нём поднимаются не
только проблемы взаимоотношения взрослых и
детей, но и философские вопросы о противостоянии
человека общепринятым законам жизни, с которыми
смиряется взрослый и пока не может смириться
ребёнок.
Шестьдесят лет назад, в декабре
1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых
знаменитых книг Ивана Бунина — сборник
рассказов «Тёмные аллеи».
Это произведение, ныне именуемое критиками
"энциклопедией любви”,
Бунин считал "самым лучшим и самым
оригинальным” из всего им созданного, а также
"самым совершенным по мастерству”.
Этот рассказ — не первый
из поздней книги писателя о любви «Тёмные аллеи»,
что мы читали вслух и всесторонне обсуждали на
занятиях. И всякий раз после чтения
формулировали тему (о чём написан), идею (для чего
написан), как отвечает общему замыслу книги.
Рассказ И.А. Бунина «В
Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи».
"Все рассказы этой книги только о любви, о её
«тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких
аллеях”, — писал Бунин.
В современной школе нет
обязательного специального курса, который
занимался бы вопросами нравственности и её ролью
в сложных человеческих взаимоотношениях. Курс
этики является факультативным, он не может
охватить даже наиболее актуальных для школьника
вопросов.
"Жизнь моя — трепетное и
радостное причастие вечному и временному,
близкому и далёкому”, — писал И.А. Бунин. И,
конечно, в своём творчестве писатель не мог
пройти мимо Вечной Книги, ставшей для него
источником глубоких мыслей и переживаний.
Бунин — писатель-эстет. Как
истинный творец, он ценит образ и чувство превыше
рационального начала, идеи. Идея невычленима из
его произведений: она живёт в каждом образе и
немыслима без него.
Герой известного бунинского
рассказа, не названный по имени поручик,
встречает на пароходе очаровательную попутчицу,
"маленькую женщину”, возвращающуюся с
черноморского курорта: "Поручик взял её руку,
поднёс к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла
загаром.
Среди самых значимых для
рассказа Бунина внефабульных элементов —
расширяющие смысловое поле "Лёгкого дыхания”
реминисценции из произведений бунинских
предшественников, в первую очередь — поэтов
русского "золотого века”.
Анализировать рассказ в классе начинаю с
вопроса: почему Бунин назвал рассказ "Братья”?
Разве кто-то в рассказе связан братскими узами?
Ребята вспоминают героев: старый рикша, его сын,
невеста сына, англичанин. Может, Бунин ошибся? Или
мы невнимательно прочли рассказ? Давайте
попробуем ещё раз перечитать его вместе.
Наиболее ёмко и совершенно
философские размышления И.А. Бунина о прошлом
и будущем, тоска по уходящей патриархальной
России и понимание катастрофичности грядущих
перемен отразились в рассказе "Антоновские
яблоки”, который был написан в 1900 году, на
рубеже веков.
Имитация
жизнедеятельности, подмена сущности бутафорской
мишурой, основанная на притворстве, – одна из
глобальных проблем, на протяжении всей истории
человечества являющаяся камнем преткновения на
пути к подлинному прогрессу, особенно болезненно
с давних времён пропитавшая российскую
атмосферу.
Одной из главных особенностей
прозы И.А. Бунина, обычно сразу отмечаемой
учащимися, является, конечно же, отсутствие
сюжета в привычном представлении, то есть
отсутствие событийной динамики.
«Смерти не будет» —
такое название автор предполагал дать своему роману, когда начал
работать над ним. На ранних рукописях под этим заглавием Пастернак
поместил эпиграф, указывающий источник этих слов — «Откровение Иоанна
Богослова»...
Вся фабула романа с доктором
Живаго в целом ориентирована на евангельский
сюжет. История, понятая Пастернаком как драма,
уже была разыграна в Евангелии, и центральное
лицо её — Христос, другого центра у христианской
истории нет.
Всегда
интересно сравнить произведения разных авторов, посвященные одним и тем же
людям и событиям. Читая параллельно «Воспоминания» Анастасии Цветаевой, младшей
сестры поэтессы, и «детскую» прозу Марины, ленинградский литературовед Ирма
Кудрова пришла к заключению, что детство последней не было той «страной безусловного
счастья», какой его воспринимает и изображает младшая сестра.
Марина
Ивановна покончила жизнь самоубийством. Этот факт тут же порождает море вопросов.
Что привело поэтессу к такому исходу? Была ли ее смерть закономерной или все
случилось спонтанно? Можно ли поставить ее поступок в ряд с остальными самоубийствами
Серебряного века?
Как
всякий значительный поэт, Цветаева невольно являлась экраном, на который проецировались
основные тенденции эпохи. И даже религиозное воспитание юной Марины происходило
в фокусе влияний, вообще характерных для формирования религиозных взглядов русской
интеллигенции.
Марина
утверждала, что чувство любви существовало в ней с тех самых пор, как она начала
сама себя помнить, и что она отчаивается определить, кого «самого первого, в самом первом детстве,
до-детстве, любила», и видит себя «в неучтимом положении любившего отродясь, —
дородясь: сразу начавшего с второго, а, может быть, сотого...».