Я жить хочу. На что мне Бог? М.
Цветаева
Как
всякий значительный поэт, Цветаева невольно являлась экраном, на который проецировались
основные тенденции эпохи. И даже религиозное воспитание юной Марины происходило
в фокусе влияний, вообще характерных для формирования религиозных взглядов русской
интеллигенции. Большое духовное влияние оказала на формирование младенческой
души Цветаевой опять же ее мать – полуполька, полунемка — вся
во власти немецких мистиков-романтиков, подарившая дочери знание двух
европейских языков и какую-то демоническую жажду смерти. Недаром же, спустя
годы, находясь в эмиграции, Цветаева написала в письме своей чешской
приятельнице А. А. Тесковой: "
Гений нашего рода, женского,
моей матери рода был гений ранней смерти и несчастной любви <...> тот
гений рода – на мне».
Вся ранняя лирика Цветаевой пропитана мистическими символами,
намеками на ее связь с потусторонним миром. В ее стихах появляется образ Луны, а себя Марина называет ее
поверенной. Возникает вопрос: где же здесь оккультизм? Дело в том, что
сначала люди поклонялись Солнцу как животворящему началу, как символу жизни. Но
всегда были и те, кто был в оппозиции: они
поклонялись луне как началу неживотворящему, холодному, мертвому. Луна была для
них символом не жизни, а смерти. К
шестнадцати годам, так и не обретя смысла православия, пройдя периоды воинствующего
атеизма и страстного увлечения католичеством, Цветаева имела за плечами собственный
мистический опыт. Здесь имеются в виду навязчивые состояния и всплески
фантазии, о которых она не раз говорит в своей автобиографической прозе
(«Черт», «Дом у старого Пимена»). Мистическим опытом было и состояние
поэтического вдохновения, наития, уже знакомого 16-летней Марине.
В это время она знакомится с поэтом Эллисом, который вводит
Цветаеву в среду символистов, группирующихся вокруг нового издательства
"Мусагет". Издательство возникло как оппозиционное петербургскому
"Аполлону" и утверждало символизм как религию, образ жизни и живое
мифотворчество, как путь в "Софийный" мир В. Соловьёва.
В символизме Цветаева впервые обнаружила созвучие собственному
мировосприятию. «Ни одной вещи в
жизни, - писала она, - я не
видела просто, мне. . . в каждой вещи и за каждой вещью мерещилась - тайна, т.
е. её, вещи, истинная суть. . . Бант
- знак, стихи -знак... Но
чего?.. »
Эзотерика и европейский оккультизм являлись для Эллиса способом
познания, вероисповеданием и вообще формой духовной жизни. Именно этим они
стали и для Марины, но только на некоторое время. Этот странный человек с
остро-зелеными глазами, белым мраморным лицом, неестественно черной, как будто
лакированной бородкой,
ярко-красными, «вампирными» губами, превращавший ночь в день, а день в ночь,
живший в комнате, всегда темной, с опущенными шторами и свечами перед портретом
Бодлера, а потом бюстом Данте, обладал темпераментом бешеного агитатора,
создавал необычайные мифы, вымыслы, был творцом всяких пародий и изумительным
мимом...
Белый
утверждал, что Эллис «охватывался медиумизмом». Он пытался символически
изобразить путь в Вечность, передать нарисованную им картину шествия по
коридору Вечности, тьму, неведомо откуда появляющиеся таинственные серо-желтые,
рыже-черные пятна, подобно каким-то птицам, бьющимся о зеркально отсвечивающие стены
«коридора». Этот путь бесконечен. И в этой бесконечной дали есть что-то
страшное, неизвестное, томящее. И не что-то, а, может быть, кто-то.
Можно представить себе, каким интересным и
притягательным должен был показаться такой человек Марине.
Смыслом
жизни для Эллиса стали поиски путей для духовного перерождения мира, для борьбы
с Духом Зла — Сатаной, который, по теории Эллиса, распространялся благодаря испорченности
самой натуры человека. Тождество своим взглядам он находил в творчестве Шарля
Бодлера, страстным толкователем, пропагандистом и переводчиком которого был в
те годы. Изучив различные социальные и экономические теории, Эллис отринул их
все, утвердившись в убеждении, что только духовная революция поможет человечеству
одолеть Дух Зла. Данте и Бодлер стали его кумирами. Марина в силу своей духовной
мощи не смогла выдержать подобное поклонение Бодлеру, Штейнеру, кому бы то ни
было. Вначале она восхищается своим другом Эллисом, ей нравится чувствовать
свою силу, необычность:
Там, где в тени воздушных складок
Прозрачно-белы бродят сны —
Я понял смысл былых загадок,
Я стал поверенным луны.
Но
затем она отрекается и от него, называя его философию бредом.
Многие
исследователи цветаевского творчества называют ее язычницей и атеисткой. Они
связывают с «отречением от Господа» все ее внутренние проблемы. Но все дело в
том, что язычество и атеизм - две различные вещи. В понимании Русской
Православной Церкви язычество - не только политеистические религии, но все
вообще нехристианские религии, особенно восточные, а также учения Блаватской,
Рерихов и их последователей. Сама Цветаева говорит о себе: "Многобожие
поэта. Я бы сказала: в лучшем случае наш христианский Бог входит в сонм его
богов. Никогда не атеист, всегда многобожец...". «И католическая душа у
меня есть (к любимым!) и протестантская (в обращении с детьми), - и тридцать
три еретических, а вместо православной - пусто». «С Чертом у меня была своя,
прямая, отрожденная связь, прямой провод. Одним из первых тайных ужасов и
ужасных тайн моего детства (младенчества) было: «Бог — Черт! Бог — с безмолвным
молниеносным неизменным добавлением — Черт». Но как безудержно, кощунственно
восклицает Цветаева в финале очерка «Черт»: «Тебе я обязана своей неосвятимой
гордыней, несшей меня над жизнью выше, чем ты над рекою…» Какая двойственность
благодарения! К кому же оно обращено все-таки: к Господу Иисусу Христу или к
нечистой силе? «Бог не может о тебе низко думать, — продолжает в запале
увлекшаяся Цветаева, — ты же когда-то был его любимым ангелом! <...> Тебя
не целуют на кресте насильственной присяги и лжесвидетельства. Тобой, во образе
распятого, не зажимает рта убиваемому государством его слуга и соубийца —
священник. Тобой не благословляются бои и бойни...» Очень характерно
стихотворение «Сивилла»:
Сивилла:
выжжена, сивилла - ствол. Все птицы вымерли, но Бог вошел...
Сивилла
знает прошлое и будущее, потому она есть сама бессмертная вечность (как и Душа).
Смерть, по ее понятию, есть рождение в вечность.
Нерелигиозная
(в житейском понятии верования в Бога), "внецерковная" Цветаева
("вообще я человек "вне-церковный") здесь дает образ сивиллы,
мыслящей по канонам православия: близится к смерти - близится к святости. В
смерти человек попадает на Небо. В.Розанов иронизирует: "Вся религия
русская - по ту сторону гроба... Жизнь - это ночь, смерть - это рассвет и,
наконец, вечный день..." В стихе "Сивилла - младенцу" Цветаева
соединяет языческий миф с христианскими верованиями. Ей нужен был простор и
вольная воля в обращении с мифами и верой. И Душа Цветаевой совсем не та душа,
о которой заботился христианин перед смертью и которая должна подняться к Небу,
чтобы предстать Богу. Это сильное своевольное воображенное образование -
вместилище ядра личности, и час порывов и вершений её таков:
Есть
час Души, как час Луны, Совы - час мглы
- час, тьмы -
< >
Есть
час Души, как час грозы
< >
Нет!
- Час Души, как час Беды
< >
Да,
час Души, как час ножа...
Темный
час ночной! Душа вся в борениях. Сколько ей всего угрожает! "Но час сей
благ", - заявляет Цветаева. И
кричит она Жизни:
Не
возьмешь мою Душу живу!
Так,
на полном скаку погонь -
Пригибающийся
- и жилу
Перекусывающий
конь
Аравийский.
Вот
какая самоуверенная языческая Душа! Сильнее Бога:
Бог!
Можешь спать в своей ночной лазури!
Доколе
я среди живых -
Твой
дом стоит!
Но
Цветаева не отвергает Бога, наоборот, в более поздних своих стихах она обращается
именно к нему за неимением других, к кому можно было бы обратиться:
Бог,
прости меня за него, за нее,
за
всех!
Просто,
как уже было сказано, она вкладывает в понятие «Бог» несколько другой смысл,
нежели вкладывает в него православное учение. Бог, равно как и Дьявол, - один
из кумиров Марины Ивановны, который создавал внутри нее свой, замкнутый мир,
занимая часть души. |