Наиболее ёмко и совершенно
философские размышления И.А. Бунина о прошлом
и будущем, тоска по уходящей патриархальной
России и понимание катастрофичности грядущих
перемен отразились в рассказе "Антоновские
яблоки”, который был написан в 1900 году, на
рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и
привлекает особое внимание. Она разделяет мир на
прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение
времени, обратиться к будущему. Именно эта дата
помогает понять, что рассказ начинается
("...Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и
заканчивается ("Белым снегом путь-дорогу
заметал...”) нетрадиционно. Образуется
своеобразное "кольцо” – интонационная пауза,
которая делает повествование непрерывным.
Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не
начат и не закончен. Он звучит в пространстве
памяти и звучать будет вечно, так как в нём
воплощена душа человека, душа многострадального
народа. В нём отражена история государства
Российского.
Особое внимание следует обратить на композицию
произведения. Автор разделил рассказ на четыре
главы, и каждая глава – это отдельная картина
прошлого, а все вместе они образуют целый мир,
которым так восхищался писатель.
В начале первой главы
описан удивительный сад, "большой, весь золотой,
подсохший и поредевший”. И кажется, что жизнь
деревни, надежды и помыслы людей – всё это как
будто на втором плане, а в центре прекрасный и
таинственный образ сада, и сад этот – символ
Родины, и включает он в своё пространство и
Выселки, которые "...ещё со времён дедушки
славились богатством”, и стариков и старух,
которые "жили... очень подолгу”, и большой камень
около крыльца, который хозяйка "сама купила себе
на могилу”, и "овины и риги, крытые впричёску”. И
всё это живёт вместе с природой единой жизнью,
всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и
далёким кажется образ проносящегося мимо
Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой
жизни, которая "всё громче и сердитее”
проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит
земля, как живое существо, и человек испытывает
какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго
смотрит в "тёмно-синюю глубину” неба,
"переполненную созвездиями”, и думает: "Как
холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в
этих словах заключена вся тайна бытия: радость и
скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и
ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое,
настоящее и будущее, в них вся душа человека.
Вторая часть, как и
первая, начинается с народной мудрости: "Ядрёная
антоновка – к весёлому году”, с добрых
предзнаменований, с описания урожайного года –
осени, которая была порой престольных
праздников, когда народ "прибран, доволен”,
когда "вид деревни совсем не тот, что в другую
пору”. Проникновенной поэзией согреты
воспоминания об этой сказочно богатой деревне с
кирпичными дворами, которые были построены ещё
дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над
усадьбой, над деревней ощущается удивительный
запах антоновских яблок. Этот сладостный запах
воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое
весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив
произведения, и замечание в конце четвёртой
главы о том, что "запах антоновских яблок
исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что
всё меняется, всё уходит в прошлое, что
начинается новое время, "наступает царство
мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И
далее автор пишет, что "хороша и эта нищенская
мелкопоместная жизнь!” И вновь начинает
описывать деревню, свои родные Выселки.
Рассказывает о том, как проходит день помещика,
подмечает такие детали, которые делают картину
бытия настолько зримой, что кажется, будто
прошлое превращается в настоящее, только при
этом привычное, обыденное воспринимается уже как
утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и
потому, что автор использует большое количество
цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе
раннее утро, герой вспоминает: "...распахнёшь,
бывало, окно в прохладный сад, наполненный
лиловатым туманом...” Видит он, как "сучья
сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами
становится прозрачной”; замечает он и "свежие,
пышно-зелёные озими”.
Не менее богата и разнообразна и звуковая
гамма: слышится, "как осторожно
поскрипывает... длинный обоз по большой дороге”,
раздаётся "гулкий стук ссыпаемых в меры и
кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце
рассказа всё настойчивее слышится "приятный шум
молотьбы”, и "однообразный крик и свист
погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом
настраивается гитара, и кто-нибудь начинает
песню, которую подхватывают все "с грустной,
безнадёжной удалью”.
Особое внимание в рассказе Бунина необходимо
обратить на организацию
пространства. С первых строк создаётся
впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба –
это отдельный мир, который живёт своей особой
жизнью, но в то же время этот мир – часть целого.
Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в
город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок
поезд... И внезапно возникает ощущение того, что
все связи в этом пространстве прошлого
разрушаются, утрачивается безвозвратно
целостность бытия, исчезает гармония, рушится
патриархальный мир, изменяется сам человек, его
душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит
слово "вспоминается”. В нём светлая грусть,
горечь утраты и одновременно надежда.
Необычна и организация времени.
Каждая часть выстраивается по своеобразной
вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой
закреплено естественное течение времени. И
всё-таки время в рассказе необычное,
пульсирующее, и кажется, что в конце
повествования оно убыстряется: "съезжаются
мелкопоместные друг к другу” и "по целым дням
пропадают в снежных полях”. И в памяти потом
остаётся только один вечер, который провели они
где-то в глуши. И об этом времени суток написано:
"А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко
светится в темноте зимней ночи окно флигеля”. И
символичной становится картина бытия: дорога,
заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий
дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может
жить ни один человек. И поэтому, по-видимому,
автор не разрушает календарное течение времени:
за августом следует сентябрь, потом наступает
октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.
И завершается повествование словами песни,
которую поют нескладно, с особым чувством.
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал...
Почему Бунин именно так заканчивает своё
произведение? Дело в том, что автор вполне трезво
сознавал, что "белым снегом” заносит дороги
истории. Ветер перемен ломает вековые традиции,
устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие
судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в
будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с
грустью понимал, что обнаружить его в силах
только время.
Итак, главным символом в рассказе с самого
начала и до конца остаётся образ
антоновских яблок. Неоднозначен смысл,
вкладываемый автором в эти слова. Антоновские
яблоки – это богатство ("Деревенские дела
хороши, если антоновка уродилась”). Антоновские
яблоки – это счастье ("Ядрёная антоновка – к
весёлому году”). И наконец, антоновские яблоки –
это вся Россия с её "золотыми, подсохшими и
поредевшими садами”, "кленовыми аллеями”, с
"запахом дёгтя в свежем воздухе” и с твёрдым
сознанием того, "как хорошо жить на свете”. И в
связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе
"Антоновские яблоки” отразились основные идеи
творчества Бунина, его миропонимание в целом,
отразилась история души человеческой,
пространство памяти, в котором ощущается
движение бытийного времени, прошлое России, её
настоящее и будущее. |