Салтыков-Щедрин – один из тех редких
писателей, которым идут дешевые, сокращенные издания. Годятся и отрывки в
хрестоматиях. Возможно, это объясняется тем, что раб периодики, Щедрин
всегда писал для очередного номера журнала.
Это первое произведение, вышедшее под
псевдонимом Н. Щедрин. Предназначенные первоначально для «Современника»,
«Губернские очерки» были отвергнуты Н. А. Некрасовым и напечатаны в
«Русском вестнике». Профессиональное чутье не подвело М. Н. Каткова: на
долю очерков выпал необыкновенный успех.
«История одного города» –
произведение поистине новаторское, преодолевшее привычные рамки
художественной сатиры. И. С. Тургенев оставил свидетельство о
впечатлении, произведенном «Историей…»: «Я видел, как слушатели
корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова.
Булгаков
высоко ценил сатиру С.-Щ. В письме правительству от 28 марта 1930 г.
самой главной чертой своего творчества писатель назвал "изображение
страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции
вызывали страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина".
В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные
особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и
целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина
гротеска, лукавая искрометность юмора.