Всегда
интересно сравнить произведения разных авторов, посвященные одним и тем же
людям и событиям. Читая параллельно «Воспоминания» Анастасии Цветаевой, младшей
сестры поэтессы, и «детскую» прозу Марины, ленинградский литературовед Ирма
Кудрова пришла к заключению, что детство последней не было той «страной безусловного
счастья», какой его воспринимает и изображает младшая сестра. Анализируя
эпизоды из прозы Марины Цветаевой, Кудрова пишет о том, что окружающие, даже
мать, не понимали маленькую Марину, не только не сочувствовали, но и
насмехались над ее попытками стихотворчества, бросает «дому в Трехпрудном»
тяжкое обвинение в том, что он не дал девочке достаточно тепла, ласки, доброты,
что у ребенка «все более укреплялось ощущение отверженности». Исследователь
прямо утверждает отсутствие простоты, понимания, нежности в отношении матери к
Марине и в этом видит корни ее трагического мироощущения.
Приблизительно
о том же говорит американский психолог
Лили Фейлер. Она сообщает, что потребность разобраться в истоках внутренних
проблем своей героини заставила ее обратиться "к фрейдистской концепции и
более современным исследованиям Д.Винникотта, Хайнца Коута, Элис Миллер и
других". Главные понятия, которые Лили Фейлер выделяет для психологической
характеристики Марины Цветаевой, - болезненный нарциссизм и депрессия. Но все
дело в том, что каждый невротический симптом указывает на лежащий в его
основании конфликт, то есть каждый симптом является более или менее прямым
следствием конфликта. Именно нерешенные конфликты вызывают состояния тревоги,
депрессии, нерешительности, инерции, отстраненности. И то, и другое, по мнению
исследовательницы, было следствием недостатка материнской любви, что, в свою
очередь, объяснялось жизненной неудачей матери Марии Александровны, ее
несчастной любовью и нереализованным призванием пианистки. Рана нарциссизма
обрекает личность оставаться в собственном мире. Согласно теории Фрейда, каждый
ребенок рождается с первоначальным нарциссизмом, с чувством всемогущества и потребностью
не только в любви, но также в принятии его индивидуальности, которое позволяет
развиться сильной и независимой личности. Марина с малых лет испытала на себе
отчуждение матери, была замкнута и открывалась только в стихах. Образ сильной и
независимой женщины, почти амазонки, который возникал в ее творчестве, не всегда
соответствовал ее личному "я". До конца жизни она была склонна
влюбляться не только в мужчин, но и в женщин, как бы бессознательно ощущая
рану, нанесенную ей матерью. Подавленная агрессивность проецировалась в
ненависть к "косности" и "пошлости" жизни вне поэзии, и
этот конфликт в конце, когда пришли реальные испытания, логически привел к
самоубийству... По мнению Л.Фейлер, Цветаева подавляла в себе нереализованные
желания - прежде всего сексуального свойства - и создавала собственный
иллюзорный образ женщины, которой "не нужно" простых человеческих радостей:
любви, общения, даже материнства. Все это замещалось представлением о себе как
о "рожденном поэте". «Поэт — среди непоэтов» — одна из важных
сквозных тем ее автобиографической прозы.
В
прозе о детстве она предстает всегда как будто немного «падчерицей».
Мерещится, что мать не мать, Что ты — не ты, что
дом — чужбина.
Так зреют страхи... Так
начинают жить стихом...
И
такие жуткие, на мой взгляд, стихи посвящены именно матери:
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
< >
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех
и чужд домашний кров. . .
Наш корабль
не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Возможно,
в стихах она на подсознательном уровне хотела запечатлеть не только любовь к
матери и тоску по ней, как пишут многие литературоведы, но и безвыходность,
найти оправдание своим мыслям и чувствам, непохожим на чувства других: она
унаследовала это от матери. «Ребенок,
обреченный быть поэтом» — такова внутренняя тема, подтекст цветаевской
детской лирики. |