«Хорошо прожитая жизнь — долгая жизнь». Это
изречение Леонардо да Винчи по отношению к Анне Ахматовой справедливо
вдвойне. Она не только хорошо, достойно прожила свою жизнь, но срок,
отпущенный ей на земле, и в самом деле оказался удивительно долгим.
Первые строки
ахматовского стихотворения о родине звучат как
дерзкий вызов. Это либо вопиющая неправда, либо
какая-то иная правда. Некий плацдарм, на котором
желает утвердиться поэт, чтобы воздвигнуть на
нём свой флаг, создать территорию земли, не
подчинённую всеимперскому закону.
Творчество Пушкина
неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в
том числе и подход к прочтению и пониманию
Пушкина через исследовательские материалы
Ахматовой (или "штудии”, как называла их сама
поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала
заниматься серьёзным изучением творчества
Пушкина.
Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему
одические рати…» входит в цикл «Тайны ремесла».
Название это определит тему разговора, так как
Ахматова пишет в нём о сущности, природе поэзии, о
том, как рождаются поэтические произведения,
какова природа вдохновения, о том, кто такой поэт,
о музе и читателе.
У Анны Андреевны Ахматовой было два учителя, к
которым она, надо сказать, относилась по-разному,
но значение творчества каждого из них, видимо,
недооценивала.
В своей работе я придерживаюсь высказывания
А.Дистервега: "Плохой учитель преподносит
истину, хороший учитель учит её находить”.
Хочется быть "хорошим учителем” или попытаться
стать им.
Как в этой лирической
миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой
раскрываются главные особенности её внутреннего
духовного строя, её личности, её поэтики?
Почти все поэты в своем
творчестве широко используют пейзаж, описания природы. У Анны Ахматовой
пейзаж сопрягается с душевным переживанием, а душевное переживание
становится частью деревенской жизни.
Впервые стихотворение
было опубликовано заграницей в 1976 году, в России впервые - в 1979 г.
Причины "задержки" не требуют объяснения: стихотворение было
неподцензурным.
На фоне "Первого
возвращения" название "В Царском Селе" можно осмыслить как обреченность
продолжать "навсегда исчерпанную тему". В этой ситуации поэт очень четко
осознает, что его личная установка на неповторимость с неизбежностью
натолкнется на невозможность не повториться.
Ахматова очень бережно
относилась к библейским текстам, стараясь максимально точно следовать
первоисточнику. В то же время ее произведения вовсе не являлись простым
поэтическим пересказом ветхозаветных легенд.
Перед нами всплывает разлука, ссора, какая-то неразделенная, трагичная любовь поэта, который любит сильно, но говорит: Но разве я к тебе вернуться смею?
Любовь - главный мотив
всякого лирического поэта, наиболее близкий читателю. Стихи Анны
Ахматовой - всегда воспоминание. Но вспоминая и воссоздавая какую-нибудь
лирическую тему, она не воспроизводит всего мира со всей его красочной
пестротою, а лишь одну какую-нибудь черту, чем-либо ей запомнившуюся,
чем-либо для данной темы характерную.
К числу наиболее актуальных проблем
«ахматоведения» можно отнести те из них, которые связаны с кругом вопросов о
внутренней цельности поэтической «вселенной» Анны Ахматовой. Одной из констант,
обеспечивающих единство философско-этической и «чувственно-эстетической»
картины мира поэта, является феномен религиозной веры.
Ранние
сборники – «Вечер», «Четки», «Белая стая» - посвящены теме, которой всегда
отдавались первые сборники, - теме любви. Стихи похожи на интимную скорописьдневниковых записей. Они рассказывают об
одном событии внешнего или психологического бытия и по длине не превышают
шестнадцати, максимум двадцати строк.
В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе»,
Анна Ахматова писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой
Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым
ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до
шестнадцати лет.
Все довелось
пережить Ахматовой. В дальних далях 10-х годов нашего века взошла ее поэзия на
русском поэтическом небосклоне и сразу же притянула к себе взоры и сердца. О
ней заговорили, но нет, не как о талантливом стихотворце, а как явлении в
литературе.