Один из очень значимых образов в поэзии Бродского – образ ангела. В
нескольких стихотворениях Бродского упоминается об ангеле, летящем по
небу – ночному или дневному. Об ангеле или о Боге, скользящем в воздухе
под ночным небосводом, иронически сказано в стихотворении "Разговор с
небожителем”...
Ведя на уроках разговор о поэзии ХХ века, нельзя
не обратиться к творчеству И.Бродского. Мы с
ребятами работаем на уроках с двумя его
стихотворениями — «Посвящение» (1987) и «Мои слова,
я думаю, умрут…» (1963).
С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно
выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 15 тысяч советских
граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч. Писатели-эмигранты
третьей волны, как правило, принадлежали к поколению "шестидесятников",
с надеждой встретившему ХХ съезд КПСС, развенчание сталинского режима.
Бродский Иосиф Александрович. Кто он? Какое значение
имеет этот поэт, прозаик, эссеист и переводчик в русской и зарубежной поэзии,
литературе? Однозначно ответить на эти вопросы сложно, но я постараюсь это
сделать.
Во многом благодаря успехам индустрии исследователей
личности и творчества Бродского, дело в последнее время, похоже, идет к
тому, что внутри литературного цеха элементарное уважение к этому поэту
скоро станет дурным тоном — настолько здесь вошло в моду его всячески
преодолевать...
В наследии Иосифа Бродского обращение к различным
формам эпистолярного жанра было систематическим и частым. Перечислим
только те тексты, стихотворные и прозаические, в заглавии которых
содержится прямое указание на жанровую специфику...
Стихотворение И. Бродского «Горение» (1981) представляет
собой образец использования сложной развернутой метафоры, которая
развивается на протяжении всего стихотворения.
В 1980-х годах Бродский пишет четыре стихотворения, объединенных
сквозным титульным образом, — «Кентавры I–IV». Эти поэтические
миниатюры, по 16 строк каждая, при жизни автора публикуются
неоднократно, чаще всего не по отдельности, а вместе, и всегда с
неизменным порядком следования...
Стихотворение «Натюрморт» стало пиковой точкой в
размышлениях И. Бродского о вещах. Поэт создал свою систему восприятия
предметов, которая в этом произведении пытается преподнести себя как
философское мировоззрение. Это стихотворение — своего рода ода
предметам.
Стихотворение написано одним предложением, что
подчеркивает единство лирического высказывания. Композиционно оно
делится на три периода, разделенными точками с запятыми.
Как было видно в стихотворении «Ниоткуда с любовью…»,
ценностное отношение поэтического сознания и адресата развивается в двух
накладывающихся друг на друга плоскостях.
При анализе стихотворения «Ниоткуда с любовью…» было
показано, что в какой-то момент мир внешнего, к которому можно отнести
природу и предметный мир, предстает как самостоятельная ценностная сила,
разделяющая лирического героя с возлюбленной.
Прослеживая развитие двух предыдущих линий лирического
сюжета, можно было заметить, что часто — и по нарастающей к концу цикла —
в отношения поэтического сознания с внешним миром, адресатом
вклинивается иная ценностная сила — язык.
Абсолютом здесь условно названа невыраженная в цикле
прямо универсалия, присутствие которой, однако, угадывается. Она
угадывается в той ценностной роли, которую играют для лирического «я» то
внешний мир, то язык — в какой-то момент они наделяются в цикле чертами
Абсолюта, определяющего нечеловеческую логику мира.
Анализ цикла — задача тем более сложная, что для
выполнения ее необходимо увидеть связь лирических сюжетов стихотворений,
которые кажутся порой внешне весьма различными. Их разность создает
условия для бесконечного количества прочтений.
Эссеистика Бродского всегда вызывала неподдельный
интерес как у литературоведов, так и у рядового читателя. Любое эссе
Бродского — это всегда образец насыщенной мыслью работы, требующей
максимально глубокого прочтения.
Проза поэта — зыбкое в жанровом и родовом аспекте
образование, в силу этого требующее постоянного уточнения границ и
поэтому же легко ускользающее от ясных функциональных определений.