Как известно,
работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе.
Пронзительность живого чувства осени — времени года, когда могут
чередоваться ветреная, ненастная погода и ясные, солнечно-безоблачные,
тихие дни...
Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету,
системе персонажей и авторской позиции, — это
«Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938)
Бунина. Хотя между датами написания рассказов
большой промежуток, время действия в них
приблизительно одно и то же.
Тот факт, что и в творчестве А.П.Чехова, и в творчестве А.И.Куприна
есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о
перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять
особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении
близкой темы, характеров персонажей и их бытования.
Как известно, работа над рассказом
«Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. Пронзительность
живого чувства осени — времени года, когда могут чередоваться ветреная,
ненастная погода и ясные, солнечно-безоблачные, тихие дни — окрашивает
собой все события рассказа...
В связи с сокращениями часов на
литературу многие учителя жалуются на нехватку
времени, особенно в старших классах. Возникают
ножницы между требованиями стандарта и реальной
ситуацией, в которой часто приходится даже не
проходить, а "пробегать” произведение.
Рекомендуем
обратить ваше внимание на рассказ А.И. Куприна
«Изумруд». Небольшой по размеру, яркий,
динамичный, он очень удобен для изучения на уроке
или в качестве внеклассного чтения с последующим
обсуждением.
Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать
с лекционного изложения материала. Учитель даёт
обзор творческого пути писателя, сопоставляя его
с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления
— пригласить учащихся к поиску.
Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету,
системе персонажей и авторской позиции, — это
«Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938)
Бунина. Хотя между датами написания рассказов
большой промежуток, время действия в них
приблизительно одно и то же.
Попробуем предложить нашим ученикам одну из
возможных "тропинок” в повесть А.Куприна
"Гранатовый браслет” (это можно сделать на
уроке повторения перед экзаменом). Прежде всего
введём жанровое обозначение для этого
произведения: перед нами повесть-новелла.
Уроки по творчеству Куприна
целесообразнее провести сразу после изучения
темы любви в произведениях И.А. Бунина,
сопоставляя личности художников и концепции
любви обоих писателей. Учителю важно опереться
на жизненные впечатления одиннадцатиклассников,
подвигнуть к сопереживанию купринским героям.
Куприн любил «Олесю», хотя
видел недостатки повести и соглашался с
А.П. Чеховым, находившим её
"юношески-сентиментальной и романтической
вещью". Куприн признавался жене: "...прав и
Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и
указывал мне, что загадочное прошлое старухи
колдуньи и таинственное происхождение Олеси –
приём бульварного романа".
Согласно биографическим сведениям Александр Иванович
Куприн родился в сентябре 1870 года в
селе Наровчат Пензенской губернии. Затем – Московский Разумовский сиротский
пансион, откуда в 10 – летнем возрасте он поступает в Московскую военную
академию, позже преобразованную в Кадетский корпус.
Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это
совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица...
Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное
восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо...