Формально можно сказать, что проблема
пушкинского рисунка есть проблема пушкинского
почерка. Пушкинская скоропись художественна в
том же смысле, в каком художественны его рисунки.
Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто
эстетическую реакцию, такую же, какую вызывают
произведения искусства.
Мемуаристы говорят о том, что в Фете
поражала «прозаичность». «В нем было что-то жесткое и, как ни странно
это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый
смысл». «И наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта
<…>.
Стихи первого сборника Фета «Лирический
пантеон» — типичные образцы эпигонского романтизма конца 30-х годов.
Любопытно отметить большое сходство между «Лирическим пантеоном» и
другим сборником, вышедшим в том же году, также под одними инициалами
автора, — «Мечтами и звуками» Некрасова.
Любовная тема для Фета особенно
значительна. Фет считал ее основной темой поэзии «Изящная симпатия,
установленная в своей всепобедной привлекательности самою природою в
целях сохранения видов, всегда останется зерном и центром, на который
навивается всякая поэтическая нить».
Фет — без сомнения один из самых
замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед
нами русская весна — с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим
солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с
пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями,
кричащими в степи.
Обратимся к той черте поэзии Фета,
которой сам он придавал такое основополагающее значение и которая тоже
связана с установками импрессионистической поэтики. Я имею в виду
«музыкальность» поэзии Фета. «Поэзия и музыка, — писал Фет, — не только
родственны, но нераздельны".
Стихи Фета всегда как бы тяготели к двум
полюсам — условно говоря, к «рациональному» и «мелодическому». К
старости обе тенденции получили дальнейшее развитие и тем самым две
линии поэзии Фета еще более разошлись.
Ассоциации по эмоциональной близости
играют большую роль в словоупотреблении Фета. В поздних
стихах увеличивается их роль в развитии темы, в композиции
стихотворения.
Творческий путь Фета длился более
полувека. Фет выпустил свой первый сборник в один год с Лермонтовым, а
последний — в один год с первым сборником Бальмонта.
Говоря о роли музыки в «Моцарте и
Сальери», я затрагиваю очень спорный и
неоднократно поднимавшийся вопрос, который в
основном рассматривается совершенно отдельно от
построения и проблематики произведения. Между
тем, по замечанию Б.Кац, «Моцарт и Сальери» –
единственная драма Пушкина, где музыка занимает
такую большую часть сценического времени.
Цель работы заключается в попытке исследования
основных функций «домашнего языка» определенной
семьи и в составлении языкового семейного
портрета. Функционирование языковых единиц мы проследим
на примере речевого общения семьи Иртеньевых в
повестях Л.Н. Толстого «Детство»,
«Отрочество».
Благополучие рода Дантесов было прочно
обосновано на рубеже XVII и XVIII столетий Жаном-Генрихом Дантесом, крупным земельным собственником и промышленником. У него
были доменные печи, серебряные рудники, занимался он производством жести
и учредил фабрику холодного оружия.
Как известно, работа над рассказом
«Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. Пронзительность
живого чувства осени — времени года, когда могут чередоваться ветреная,
ненастная погода и ясные, солнечно-безоблачные, тихие дни — окрашивает
собой все события рассказа...
В связи с сокращениями часов на
литературу многие учителя жалуются на нехватку
времени, особенно в старших классах. Возникают
ножницы между требованиями стандарта и реальной
ситуацией, в которой часто приходится даже не
проходить, а "пробегать” произведение.
Рекомендуем
обратить ваше внимание на рассказ А.И. Куприна
«Изумруд». Небольшой по размеру, яркий,
динамичный, он очень удобен для изучения на уроке
или в качестве внеклассного чтения с последующим
обсуждением.
Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать
с лекционного изложения материала. Учитель даёт
обзор творческого пути писателя, сопоставляя его
с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления
— пригласить учащихся к поиску.
Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету,
системе персонажей и авторской позиции, — это
«Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938)
Бунина. Хотя между датами написания рассказов
большой промежуток, время действия в них
приблизительно одно и то же.
Попробуем предложить нашим ученикам одну из
возможных "тропинок” в повесть А.Куприна
"Гранатовый браслет” (это можно сделать на
уроке повторения перед экзаменом). Прежде всего
введём жанровое обозначение для этого
произведения: перед нами повесть-новелла.
Уроки по творчеству Куприна
целесообразнее провести сразу после изучения
темы любви в произведениях И.А. Бунина,
сопоставляя личности художников и концепции
любви обоих писателей. Учителю важно опереться
на жизненные впечатления одиннадцатиклассников,
подвигнуть к сопереживанию купринским героям.
Куприн любил «Олесю», хотя
видел недостатки повести и соглашался с
А.П. Чеховым, находившим её
"юношески-сентиментальной и романтической
вещью". Куприн признавался жене: "...прав и
Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и
указывал мне, что загадочное прошлое старухи
колдуньи и таинственное происхождение Олеси –
приём бульварного романа".
Известна истина: писатель на
уроке литературы должен научить ребят больше,
чем сам учитель. В жизни и личности художника
можно найти много моментов, которые заинтересуют
ребят и даже будут восприняты как пример для
подражания. Особенно если речь идёт о
путешественнике, поэте, воине, аристократе духа,
эстете, книжнике — Николае Степановиче Гумилёве.
Каждый из поэтов Серебряного века уникален.
Поэтому трудно обозначить такие темы и мотивы
поэзии этого периода развития литературы,
которые были бы общими для представителей разных
литературных направлений.
Как никто другой в русской поэзии преданный
музе дальних странствий Николай Гумилёв никогда
не бывал в Китае и вообще на Дальнем Востоке, тем
не менее в пёстром калейдоскопе его экзотической
поэзии «Китайские стихи» занимают своё законное
почётное место.
Судьба
поэта и писателя Николая Гумиле..ва оказалась тесно связана с Африкой.
Несколько посещений этого материка оставили неизгладимый след в его
мироощущении. Африка является местом действия многих его произведений, как поэтических,
так и прозаических, как художественных, так и документальных.