Уже в
поздней античности получило распространениепоэтическое направление, использовавшее любовные и застольные мотивы
лирики древнеримского поэта Анакреонта и эллинистической поэзии. Эти
стихотворенияотличаются простотой,
изяществом, игривостью.
Стихотворение «Батюшков» состоит из двух
частей, первая из них посвящена русскому
стихотворцу Константину Батюшкову, вторая —
знаменитому декоратору и сценографу итальянцу
Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Попытаемся понять,
что общего у этих двух художников, столь разных
по происхождению, судьбе, таланту и даже степени
известности среди современников.
К восьмому стихотворению
цикла «Плащ» (1918) Марина Цветаева в качестве
эпиграфа выбрала следующую строку: "Я берег
покидал туманный Альбиона…” Это начало
знаменитой элегии К.Н. Батюшкова «Тень друга»,
традиционно датируемой 1814 годом.
Поэзия Константина
Батюшкова, вопреки его собственным ожиданиям, не
только пережила своего создателя, но оказала
значительное влияние на русскую литературу в
целом.
Характеризуя поэзию
К.Н. Батюшкова, исследователи чаще всего
присваивают ей эпитет "романтическая”. Мы и не
собираемся подвергать сомнению плодотворность
подхода к поэзии Батюшкова как к явлению
романтизма. Такой подход позволяет высветить
весьма существенные стороны поэтики и
мировоззрения Батюшкова.
Из
утопающего в яблоневом цвету Симферополя 21
апреля 1823 года выехала, держа путь на север,
добротная карета с тёмными, наглухо задёрнутыми
шторами. Принадлежала она таврическому
губернатору Н.И. Петровскому, однако
губернатора в ней не было.
Интересно, какие "дополнения" к Державину
делает Батюшков. Вместо улыбки, с которой
произносит истину царям певец
Фелицы, здесь "громы". Не Аполлон, но сам поэт
куёт цепь, в которую может "заключить
вселенную".