В этой заметке речь пойдёт о девятой, траурной
строке "Вступления” к ахматовскому циклу
"Реквием”:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
О каких звёздах здесь говорится?
Напрашивающийся подтекст — один из наиболее
часто цитируемых фрагментов Апокалипсиса:
"Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая
звезда, горящая подобно светильнику, и пала на
третью часть рек и на источники вод. Имя сей
звезде "полынь”; и третья часть вод сделалась
полынью, и многие из людей умерли от вод, потому
что они стали горьки” (Откр. 8, 10–11). Интересно,
что образ "звезды-полыни” был одним из любимых у
ахматовской антагонистки, поэтессы Анны
Радловой.
Отметим, впрочем, что у Ахматовой описаны
звёзды, а не звезда, которые к тому же "стояли”, а
не падали.
Можно высказать осторожное предположение, что
в девятой строке "Вступления” подразумеваются
— помимо небесных звёзд — пятиконечные символы
советского государства, водружённые над
вершинами главных башен Московского Кремля.
Изображением "кремлёвских башен”
заканчивается следующее после только что
приведённого стихотворение "Реквиема” —
"Уводили тебя на рассвете...”:
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
Зловещий образ звезды возникает в цикле
Ахматовой ещё дважды. В финальных строках пятого
стихотворения "Реквиема”:
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда, —
и в заключительных строках восьмого
стихотворения цикла — "К смерти”:
Мне всё равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
Первое из процитированных стихотворений,
созданное в 1939 году, пронизано
реминисценциями из поэтических текстов Осипа
Мандельштама, о чьей гибели Ахматова узнала как
раз в это время. Так, в
строках "Всё перепуталось навек.
// И мне не разобрать // Теперь, кто зверь, кто
человек” возникает та же антитеза, что и в
мандельштамовском стихотворении 1931 года "За
гремучую доблесть грядущих веков...” ("Мне на
плечи кидается век-волкодав, // Но не волк я по
крови своей”); строки Ахматовой "...и следы //
Куда-то в никуда”, возможно, восходят к "Стихам о
неизвестном солдате” (1937) Мандельштама:
"Миллионы убитых задёшево // Протоптали тропу в
пустоте”; а финал ахматовского стихотворения
заставляет вспомнить о заключительных строках
раннего мандельштамовского стихотворения "Я
вздрагиваю от холода...” (1912): "Что если над
модной лавкою // Мерцающая всегда, // Мне в сердце
длинной булавкою // Опустится вдруг звезда?”
Как и во "Вступлении” к "Реквиему”, образ
звезды в стихотворении "Семнадцать месяцев
кричу...” может напомнить внимательному читателю
о кремлёвских звёздах, тем более что в третьей
строке Ахматова пишет о живущем в Кремле палаче
— "кремлёвском горце” (формула из
стихотворения Мандельштама "Мы живём, под собою
не чуя страны...”). В то же время ахматовская
"огромная звезда”, без сомнения, провоцирует
вспомнить о "большой звезде” из Апокалипсиса.
О том, что заключительные строки ахматовского
стихотворения "К смерти” восходят к финалу уже
процитированного нами выше мандельштамовского
стихотворения "За гремучую доблесть грядущих
веков...” ("Уведи меня в ночь, где течёт Енисей // И
сосна до звезды достаёт”), писали многие
исследователи. Существенно важным
представляется обратить внимание на то
обстоятельство, что мандельштамовский подтекст
совмещён у Ахматовой с гумилёвским мотивом
"звёздного ужаса” ("Звезда Полярная сияет. // И синий блеск
возлюбленных очей // Последний ужас застилает”).
Поэму Гумилёва "Звёздный ужас” Ахматова, как
известно, считала одним из лучших его
произведений.
Мотивы, исподволь напоминающие внимательному
читателю о трагической судьбе Николая Гумилёва,
весьма многочисленны в "Реквиеме”. Ограничимся
здесь ещё только одним примером: в первом
стихотворении цикла — "Уводили тебя на
рассвете...” строка "В тёмной горнице плакали
дети” отчётливо перекликается со строкой "Не
любил, когда плачут дети” из давнего
ахматовского стихотворения "Он любил...” (где
"он” — это Гумилёв).
Остаётся указать, что по крайней мере в двух
стихотворениях Ахматовой, написанных задолго до
"Реквиема”, мы встречаем образ звёзд в
окружении мотивов, сходных с теми, что обрамляют
образ звезды в интересующих нас строках цикла:
"Я гощу у смерти белой // По дороге в тьму, // Зла,
мой ласковый, не делай // В мире никому. // И стоит
звезда большая // Между двух стволов...” ("Как
невеста, получаю...”, 1915) и "Спит юродивый на
паперти, // На него глядит звезда” ("Причитание”,
1922). |