Политические взгляды Фонвизина наиболее четко сформулированы им в работе
«Рассуждение о непременных государственных законах». Это произведение,
написанное в конце 70-х годов XVIII в., было задумано как вступление к
проекту «Фундаментальных прав, не применяемых на все времена никакою
властью», составленному братьями Н.И. и П.И.Паниными.
Одним из писателей, которые сыграли значительную
роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис
Иванович Фонвизин. Во второй половине XVIII в. пышное многословие,
риторическая торжественность, метафорическая отвлеченность и
обязательная украшенность постепенно уступали место краткости, простоте,
точности.
Роль Фонвизина как художника-драматурга и автора сатирических очерков в
развитии русской литературы огромна, так же, как плодотворное влияние,
оказанное им на множество русских писателей не только XVIII, но и первой
половины XIX столетия.
В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях
Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это
было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и
крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением
дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины, чего
опять-таки не наблюдалось в пьесах Сумарокова.
Случай «Недоросля» – особый. Комедию изучают
в школе так рано, что уже к выпускным экзаменам в голове не остается
ничего, кроме знаменитой фразы: «Не хочу учиться, хочу жениться». Эта
сентенция вряд ли может быть прочувствована не достигшими половой
зрелости шестиклассниками: важна способность оценить глубинную связь
эмоций духовных («учиться») и физиологических («жениться»).
«Не хочу учиться, хочу жениться», — этот шедевр из комедии Фонвизина
давно стал определяющим для представлений о молодости мелкого помещика
из сельской глухомани. Однако в XVI-XVII веках слово «недоросль» вовсе
не несло негативного смысла. Оно обозначало просто «не доросшего» до
службы отрока.
Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало
замечательных имея. Но если бы требовалось назвать писателя, в
произведениях которого глубина достижения нравов своей эпохи была бы
соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего
сословия, то таким писателем прежде всего следовало бы назвать Дениса
Ивановича Фонвизина.
В ходе бытования
классического текста, претендующего на создание картины определенной
эпохи, рано или поздно возникает вопрос о прототипах героев и реальных
источниках сюжетных ситуаций.