Бросается в глаза неуверенность всех
писавших о «Евгении Онегине». Критики и литературоведы как бы заранее
сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и
независимый Белинский оговаривался с первой же строки: «Признаемся: не
без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой
поэмы, как "Евгений Онегин”».
Благодаря Пушкину, мы знаем массу вещей,
имеющих к нему отношение самое косвенное. Пушкинская эпоха не ощущается
отдаленной историей. Есть в ней некая тревожная актуальность, некая
взволнованная занимательность, из-за которой нам интересно все, что
окружало Пушкина – кибитки, наряды, чины, рецепт брусничной воды (на
четверик брусники три ведра воды).
Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина. Роман
писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета
общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил
писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов.
Повесть
«Барышня-крестьянка» воспринимается многими
читателями скорее как анекдот, забавная история,
вариация о вражде семейств, которая неожиданно
завершилась всеобщим счастьем.
Личность А.С.
Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей,
которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным
друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также
близость душевных побуждений и сокровенных мыслей.
Формально можно сказать, что проблема
пушкинского рисунка есть проблема пушкинского
почерка. Пушкинская скоропись художественна в
том же смысле, в каком художественны его рисунки.
Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто
эстетическую реакцию, такую же, какую вызывают
произведения искусства.
Говоря о роли музыки в «Моцарте и
Сальери», я затрагиваю очень спорный и
неоднократно поднимавшийся вопрос, который в
основном рассматривается совершенно отдельно от
построения и проблематики произведения. Между
тем, по замечанию Б.Кац, «Моцарт и Сальери» –
единственная драма Пушкина, где музыка занимает
такую большую часть сценического времени.
Благополучие рода Дантесов было прочно
обосновано на рубеже XVII и XVIII столетий Жаном-Генрихом Дантесом, крупным земельным собственником и промышленником. У него
были доменные печи, серебряные рудники, занимался он производством жести
и учредил фабрику холодного оружия.
Пушкин к
каждому из насприходит в раннем детстве
и не покидает всю жизнь. Творчество Пушкина – это чистейший родник, припадая к
которому, мы черпаем вдохновение, высокую нравственную чистоту. Этот родник
вечен. Для кого-то Пушкин – учитель, который помогает идти по нелегкой дороге
жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы.
Пушкину
принадлежит великая формула совести: "Слова поэта суть его дела”. Каждое слово
человека, считал он, любого человека, а не только поэта, должно быть в любой
момент подтверждено поступком.
Чем
дальше мы уходим от прошлых лет, тем более проясняются они для нас. Мы словно
не ощущаем времени. Без труда или с трудом, но преодолеваем его. Переносимся
туда, где ожидает нас чарующая улыбка смуглого курчавого человека,
проникновенныйвзгляд его прекрасных
голубых глаз, дружеская, умная, необходимая нам, как воздух речь.
Пушкин написал «Повести Белкина» осенью 1830 года.
В это время он готовится к свадьбе с Натальей Гончаровой, но вынужден разлучиться
со своей невестой и отправиться в Болдино.«Свадьба и семейная жизнь требовали расходов, а финансовые дела
родителей невесты были расстроены, пушкинские родители также были в долгах», -
пишет Ю. М. Лотман.
Знакомясь
с жизнью А.С. Пушкина, изучая деятельность поэта в разные периоды творчества,
встречаешь следы и свидетельства того, что Александр Сергеевич очень
интересовался устным народным творчеством, внимательно
изучал язык народа, был
настоящим знатоком русскихсказок и
песен.
Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в
1834 г.
в «Библиотеке для чтения» и была хорошо принята читателями журнала. «"Пиковая
дама”, — пишет П.В.Анненков, — произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных
чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…».
Возвращение к теме «Медного Всадника»; причина и смысл повторения
пройденного. Жанровое, идейное, сюжетное разрешение проблем
«петербургской повести». Ода на человечность — жанровая формула
пушкинского гуманизма.
Образ стихии и ее роль в сюжетном строении «Медного Всадника)). Бунт
стихии как следствие попытки ее покорения Петром. Беззащитность Евгения
перед нею как следствие его «выпадения» из истории. Бессилие Александра
I. Сюжетная функция образа бедного рыбака.
Образ Петра и традиция оды. Отголоски оды и жанровая природа Вступления.
Принцип контраста и его стилеобразующая функция. Проблема «двух ликов»
Петра. Одическая стилистика как способ непрямой оценки героя.
Житейский идеал Евгения и «идиллический
хронотоп». Мир автора и мир героя: сострадающее несогласие. Евгений в
кругу пушкинских персонажей. Идиллическое умиротворение и стихийное
разрушение, их трагическая неразделимость.
Русские
писатели и поэты всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и
морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской
литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов.
Характеризуя такой литературный прием как
«языковая игра»можно использовать
выражение из поэмы выдающегося русского поэта Николая Зоболоцкого «Рубрук в
Монголии»- « игра на гранях языка».
XIX век богат на поэтов и писателей. Одним из
выдающихся гениев, которого знает не только Россия, но и весь мир, является
Александр Сергеевич Пушкин. Во многих книгах описывается его биография, однако
хотелось бы приоткрыть занавес на другую сторону его жизни, полную тайн, примет
и поверий.
В художественном произведении важную роль играет
эпизод. Что же означает это понятие? Обратимся к «Литературному
энциклопедическому словарю» под редакцией В.М.Кожевникова и П.А.Николаева: «Эпизод (от греч.- вставка), относительно
самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического и драматического
произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и
времени».
Александр
Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он был славой XIX века, им восхищались, его
боготворили. Стихами Пушкина вдохновлялись, черпая в них важные для себя мотивы,
поэты последующих поколений … Его творческое наследие очень обширно.
Заслуга А.С.Пушкина состоит не только в том, что
он мастерски использовал в языке своих произведений фразеологизмы, но и в том,
что он сам являлся автором таких выражений, которые свободно выделяются из
текста и начинают функционировать вне авторского контекста.
По легенде Годуновы происходили от татарского
князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в
летописи начала 17в. По государеву родословцу 1555 Годуновы ведут свое
происхождение от Дмитрия Зерна, который был, по всей видимости,
костромскимвотчинниом.
Для меня Пушкин – это звезда, которая сияет вечно
на небе и затмевает все остальные звезды и звездочки. Мне казалось, что я о нем
очень много знаю; с детства мне читали его сказки, позже я с удовольствием
учила наизусть его прекрасные стихи, в старших классах мы с интересом изучаем
его прозу.
В одном старом номере «Литературной газеты» (старом, газета вышла 5 июня 1985 года, как раз ко
дню рождения А. С. Пушкина) я прочитала статью владимирского поэта и писателя
В. А. Солоухина «Любезен народу». Мне запомнились строчки, посвященные повести,
которую мы как раз изучали на уроках литературы.