Самое значительное произведение Бунина 1920-х годов — повесть «Митина любовь». Так
о любви ещё никто не писал. В его произведении тонкий психологический
анализ сочетается с проникновением в "физиологию любви”, поэтическая
эротика — с показом мрачных, глубинных влечений человека.
Предлагаем учащимся два высказывания о повести Бунина и вопрос: "Что их объединяет в подходе к произведению?”
- "Эта «первая месса пола», в понятии Бунина, — явление
космического масштаба, ибо в человеке, в этом микромире, частице
природы, происходят катаклизмы, потрясающие до основания его хрупкую
телесную основу, когда в ощущениях человека преображается и весь мир,
когда до предела обострена чувствительность ко всему вокруг, и тогда —
«всё любовь, всё душа, всё мука и всё невысказанная радость»” (А.А.
Саакянц).
- "Любимая, Катя… впервые даёт ему тот взгляд на простор,
который (быть может) приближается к великолепному
бессознательно-знающему взгляду животного; но едва только он покидает
любимую девушку, как от тоски и покинутости он заполняет эту открывшуюся
ему беспредельную даль, это блаженство, которое есть не что иное, как
пространство, — тоже любимым, близким ему миром, который он затем, с
утратой Кати, по необходимости вместе с нею утрачивает, так что ему не
остаётся ничего, кроме небытия… в котором он храбро и последовательно
гибнет” (Р.-М. Рильке).
Оба высказывания строятся на метафорах пространства. Именно о
значении пространственных образов в повести «Митина любовь» у нас и
пойдёт речь.
Выделим основные характеристики мира, в котором пребывает герой в
начале повести: весна, солнце, тепло, радостно, рядом любимая девушка,
идут вместе, дорога вверх. Но описание предваряется тревожным сообщением
о том, что это был последний счастливый день Мити. И мы заранее знаем о
конечности безмятежного, счастливого мира. Вскоре тревога находит
подтверждение в тексте произведения: Митя хотел бы замкнуть счастливое
пространство, чтобы Катя навсегда осталась в нём. Она с иронией
замечает: "Что ж, ты бы… меня в терем запер?” Тревожными сигналами
звучат и рассыпанные в тексте слова с общим значением неопределённости: как будто, почти, внезапно, казалось…
Во втором абзаце встречаем два важных пространственных символа: "с
благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь”.
Невольно сталкиваются в нашем сознании необъятный мир искусства и
замкнутый, строгий монастырский мир. Мотив замкнутости и бесконечности
развивается в разговоре героев, в декламируемых Катей строчках о кольце:
"Меж нами дремлющая тайна, душа душе дала кольцо”. Два соприкасающихся
кольца — символ бесконечности. И перед нами разворачивается вечная, как
мир, история неразделённой, неосуществлённой любви.
Катя пытается быть актрисой даже наедине с Митей, она вносит в их
отношения ненужную театральную пошлость. Митя видит "манерное чтение” и
слышит неестественный "пониженный голос” возлюбленной. Бунин пишет:
"чтение… напомнило Мите среду, отнимавшую у него Катю”. Это другое,
враждебное герою пространство, которому уже отчасти принадлежит Катя.
Дальнейшее общение с текстом можно организовать, опираясь на вопросы и задания.
- Каким раскрывается внутренний мир Мити во 2-й и 3-й главах? Несёт
ли в себе герой изначальные причины надвигающейся катастрофы или они вне
его?
- Почему образ главного героя (глава 5) рассматривается Буниным в культурологическом "пространстве”?
- В сцене прощания на платформе вокзала (глава 6) внешнее и
внутреннее (физическое и психологическое) пространства организованы по
вертикали: "она… стояла, снизу глядя на него”, "он стоял худой,
нескладный” (взгляд Кати), "всё в ней было прелестно” (взгляд Мити). Как
можно объяснить смысл подобной организации пространства?
- Что оказывает на героя врачующее, гармонизирующее воздействие по
дороге в родное поместье (глава 7)? Какие детали помогают нам понять
это?
- Можно ли сказать, что жизнь Мити в деревне (глава 8) обретает черты идиллии?
- Какое значение имеет соотнесение пространственно-временных планов в 10-й главе?
- Какие пространственные символы и характеристики вы видите в главе 12? Как они помогают полнее раскрыть душевное состояние героя?
- Сопоставьте эпизоды двух встреч Мити с Алёнкой (главы 24, 27).
Какие детали выражают авторское отношение к произошедшему с героем?
- Как изменяется для Мити внешний мир после получения от Кати письма
с вестью о разрыве (глава 28)? Зачем писатель вводит нас в нереальный
мир сновидения?
- Измена Кати превращает мир в абсолют жестокости, причиняющий герою
только нестерпимую боль, больше ничего. Всем пережитым и случившимся
Митя уже исключён из жизненного пространства, поэтому в его желании
смерти как освобождения нет ни силы воли, ни мужества решения, а одна
только роковая и закономерная неизбежность. Согласны ли вы с этой точкой
зрения? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст главы 29.
- Какие мысли о вечном и бренном навевает стихотворение Бунина
«Настанет день — исчезну я…» (1916)? В чём вы видите различие восприятия
жизни и смерти героем прочитанной повести и лирическим героем
стихотворения? (В своём рассуждении обратитесь и к пространственным
образам произведений.)
|