«Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и
скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не
любившая Тургенева, писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь
литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько
разговоров, как повесть Тургенева „Отцы и дети".
Современники в один голос признавали, что она вовсе не красавица. Скорее
даже наоборот. Поэт Генрих Гейне говорил, что она напоминала пейзаж,
одновременно чудовищный и экзотический, а один из художников той эпохи
охарактеризовал ее как не просто некрасивую женщину, но жестоко
некрасивую. Именно так в те времена описывали знаменитую певицу Полину
Виардо...
В 1847 г. Тургенев пишет и публикует в
журнале «Современник» очерк «Хорь и Калиныч» – первую ласточку будущего
знаменитого цикла «Записки охотника», вышедшего отдельным изданием в
1852 г. В этом цикле он предстает уже зрелым, сложившимся художником со
своей оригинальной – собственно тургеневской – поэтикой и вполне
определенной идейной концепцией.
Поэтика «Записок»
включает в себя различные по происхождению эстетические слои. По
многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский
цикл – типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо
выразившее ее ориентацию на «научную» парадигму.
В 1850-е годы формируется тип «любовной»
тургеневской повести – одного из важнейших жанров в творчестве писателя.
К характернейшим образцам этого жанра относятся: «Затишье» (1854),
«Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), «Фауст» (1856), «Ася»
(1859), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872).
В 1856 г. публикацией романа «Рудин»
Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него
жанре. За «Рудиным» последовали «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне»
(1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877).
В «Рудине», первом романе «николаевской»
трилогии, изображается период конца 1830-х (может быть, самого начала
1840-х) годов – время интенсивного увлечения русской интеллигенции
классической немецкой, главным образом, гегелевской философией...
Следующий роман о «николаевской» эпохе
«Дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая картина мира в
сознании достаточно большой части русской интеллигенции, и Тургенев
здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых
существенных пунктах активно корректироваться славянофильской.
В романе «Накануне» Тургенев создает
образы героев, чья связь с Традицией, предполагающей зависимость
человека от Судьбы или Бога, уже не столь прочна, поскольку почти
полностью заменена в их сознании идеей служения иному богу – богу
исторического прогресса...
В 1862 г. писатель публикует свой самый
знаменитый роман «Отцы и дети», вызвавший наибольшее количество весьма
противоречивых откликов и критических суждений. Популярность романа у
широкой публики не в последнюю очередь объясняется его острой
злободневностью.
Этюдом «Довольно!» Тургенев предполагал
завершить свою писательскую карьеру и никогда больше не браться за
перо. Однако уже через два года он публикует новый роман «Дым». От
предыдущих романов «Дым» отличается отсутствием в нем центрального героя
– вершителя Истории.
В последнем романе «Новь» Тургенев опять проявляет живой интерес к
событиям современной истории. На этот раз предметом изображения
становится народническое движение 1870-х годов.
Тургенев, мастер языка и психологического
анализа, оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883), русский писатель, член корреспонденции Петербуржской
Академии Наук.