Суббота, 10.12.2016, 06:00

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [10]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [11]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЦВЕТАЕВА

Жизнь - это место, где жить нельзя (о жизни и творчестве Марины Цветаевой)
[ Скачать с сервера (32.8Kb) ] 08.05.2013, 12:57
Отличие человека от животного состоит в том,  
что человек может покончить жизнь самоубийством.

                                                                                                                               Ж.П. Сартр.

Цветаева боялась, что ее похоронят живой...

Последний день лета, как правило, ярко солнечный, яблочный, рябиновый и уже, сквозь зелень, желтый. В 1941 году 31 августа пришлось на воскресенье... В этот день в Елабуге, городке под Чистополем на Каме, покончила с собою - удавилась, как говорили местные жители, - Марина Цветаева, самый чрезвычайный поэт XX века. Впервые в жизни поставила необратимую точку - она, всем иным знакам препинания предпочитавшая тире, то ли перечеркивая им доставшийся ей от роду мир, то ли, наоборот, обозначая скачок из  прошлого сразу же в будущее... 

Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством. Этот факт тут же порождает море вопросов. Что привело поэтессу к такому исходу? Была ли ее смерть закономерной или все случилось спонтанно? Можно ли поставить ее поступок в ряд с остальными самоубийствами Серебряного века?

Ирма Кудрова, исследователь творчества поэтессы, считает, что всякое самоубийство является тайной и только одной причины для этого недостаточно. Ни у Маяковского, ни у Есенина не было такой одной причины, а был комплекс причин для лишения себя жизни. Лидия Лебединская, которая встречалась с Мариной незадолго до начала войны, считает, что большую роль сыграло отсутствие веры в победу русских над фашизмом. По мнению сотрудницы культурного центра имени Цветаевой Людмилы Мокшиной, причин для самоубийства было много - гибель мужа, арест дочери Ариадны... Не исключается и версия, что самоубийством она хотела сделать своего сына чистым перед советской властью.

Многие скажут, что она  обычная психопатка и данный финал вполне закономерен. Я не стала бы спорить с этим утверждением. Но просто сказать - это констатация факта, не устраивающая людей, ищущих объяснения всему странному и непонятному. Марина Цветаева долгие годы жила с чувством судьбы и обреченности, неоднократно обращалась к мотиву ранней смерти в своих стихах. В исследовании нас интересовали все аспекты жизни и творчества Цветаевой, приведшие к самоубийству. Естественно, психологические, приобретенные факторы, явившиеся результатом перенесенных в детстве травм, личные, заложенные от рождения в характере Марины качества, жизненные злосчастия оказали огромное влияние на философию поэтессы, отразившуюся затем в стихах.

Марина Цветаева - женщина, которая в силу своих невротических конфликтов буквально создавала собственное несчастье и навлекала на себя беды и трагедии. Поистине, "человек - кузнец своей судьбы". Болезненный нарциссизм и депрессия, сопровождавшие поэтессу с детства, приводили ее к постоянной напряженности эмоций и самоуничтожению, вперемешку с гневом, одиночеством и тем, что Цветаева называла любовью. Эта страсть питала ее стихи, но разрушала ее жизнь. И, хочется добавить, жизнь многих окружавших ее людей.

История Марины Цветаевой предстает как живой пример того, насколько слеп к миру и людям может быть человек, движимый и упивающийся своими болезненными страстями. Ставя поэзию во главу угла и считая, что жизнь - это лишь необработанный поэтический материал, она жестоко шла по судьбам своих близких и, в конце концов, саму себя обрекла на гибель...

 Одиночество

Бог меня — одну поставил

Посреди большого света.

— Ты не женщина, а птица.

Посему: летай и пой!

И. Цветаева

Одиночество Цветаевой стало легендарным. Как во всем, что касается ее жизни, никто не описал это одиночество лучше, чем она сама. Потрясающее место в одном из ее писем: "Нет, голубчик, ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, и не только с "политиками", а я и с писателями - не, ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, - без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака ..." Одной из причин этого одиночества была, по меткому выражению С.Сокольникова, "борьба двух станов, столь равнодушно раздавившая Цветаеву". Про эту борьбу он заметил (в 1958 г.), что она "еще не отгремела". Но цветаевское одиночество - частью и от "мук творчества", от непоколебимой ее верности ремеслу. Она отчеканивает: "Мне никогда, ни до чего не было дела, кроме стихов". А Борис Пастернак скажет про нее: "Она прожила героическую жизнь. Она совершала подвиги каждый день. Это были подвиги верности той единственной стране, подданным которой она была, - поэзии". Разве это не та ... страна Мечты и Одиночества, которую она упоминает в своем "Лебедином стане"?

Обстановка, в которой очутилась Марина Цветаева, не только ей казалась враждебной, но она сама воспринимала Марину Цветаеву враждебно. Хаос мира, в котором не нужен поэт, особенно такой, как Цветаева, с ее «правдой чувства и честностью слова», окружал ее и до революции, и во время ее, и после... И потом окружал, и в эмиграции, и по возвращении из нее... Я думаю, что стоит поконкретней обрисовать ту действительную обстановку, в которой Марина Цветаева очутилась. Обратимся к свидетельствам, авторитет которых в данном случае безусловен.

Вот что писал в своей статье «О белоэмигрантской литературе» в 1928 году Максим Горький:

«Разумеется, я знаю, что все-таки нашлось немало интеллигентов, которые остались на  своих местах,  честно,  упрямо продолжают работу в условиях голода, холода, враждебной подозрительности и бессмысленных издевательств со стороны околоточных и жандармов новой  власти  -  со  стороны  «меньшого  брата».  Само  собой разумеется,  что  я  не  имею  желания  оправдывать  чью-либо жестокость: ни один из народов не обучался в таком страшном университете крови, пыток, циничных массовых убийств...» И  еще  одно  свидетельство  -  из  доклада  А.В.Луначарского «Социологические и патологические факторы в истории искусства» 1929 года:

«В нашей собачьей, а не человеческой жизни, которая, как известно, часто бывает хуже собачьей, подобного рода полярные силы встречаются очень часто. В этом сущность почти всех коллизий, которые называют трагическими».

«- Не рождена я для такого времени. Надо было приноравливаться. Время шло. Оно сломило меня. Не меня одну. Но там были тысячи таких, как я: мы лежали в девичьих постелях, а из нас выпустили всю кровь. Увидели... сколько сгустившейся злобы и ненависти скопилось в сердце народа, который еще вчера казался добрым и плакался на свою судьбу. Увидели зверя, увидели безумные глаза, увидели морду в крови, почувствовали его смертоносное дыхание, его похоть... Жизнь в изгнании... Ее спасли дикий порыв гордости и презрения, суровое одиночество... Ее защищала суровая гордость побежденной, у которой ничего больше не осталось, кроме гордости, и которая бережет этот последний залог, чтобы не коснуться земли обеими лопатками»

Это свидетельство уже художественное, из «Очарованной души» Ромена Роллана, большого друга советской страны, который всегда и от всех защищал ее революцию. Эти свидетельства говорят нам, что, может быть, Цветаеву можно упрекнуть в недальновидности, в отсутствии правильного политического подхода, в нежелании и неумении отдать перо на службу непосредственным задачам революции, но они не отрицают, а наоборот, подтверждают то, что реальная обстановка была действительно враждебна поэту, а не просто, что «ей казалось».

В.Рождественский главным жизненным принципом Марины Цветаевой назвал «быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени,  ни  от  среды».  И  вроде  бы  осудил  этот  принцип, обернувшийся «неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы». Что означает для Марины Цветаевой «быть самим собой»? Одно из первых понятий, с которым мы сталкиваемся у Цветаевой, начиная с ее ранних книг,- это гордость. Необыкновенно развитое чувство гордости, собственного достоинства - вот что внушает нам Марина в качестве непреложной ценности ее духовного мира. Ее идеал - рыцари чести, долга, верности, благородства, бесстрашия. Таковы ее кумиры, которым она с ранней юности возносит свои молитвы. И если это лица исторические или навеянные мифами, то она воздает им свою любовь не иначе, как перетолковав их в образы, соответствующие ее идеалам.

Вообще всех, о ком Марина писала, она одаривала своей любовью. Но это не значит, что Цветаева обладала романтической наивностью или слепотой восторженности. Она прекрасно владела жалом сарказма, иронией, бичом Ювенала. Она не признавала снисходительности к тому, что является, по ее мнению, преступлением против человека. С бессилием ее не примиряли расхожие афоризмы типа «такова жизнь», «слаб человек»... И от той, и от другого она гордо отворачивалась. Но она не считала возможным для поэта амплуа судьи или прокурора. Не считала она достойным и поднимать забрало против ничтожности. Дон-Кихот каждого, с кем он собирался вступать в бой, считал рыцарем. Благородство могло вступить в бой только с достойным противником. Еще в «Волшебном фонаре», в детской - предцветаевской - книге, она писала:

Чтоб врагами были тигры

И орлы!

       Чтобы все враги - герои!

И позже в стихотворении, посвященном Вахтангову:

Серафим на орла! Вот бой! Примешь вызов? Летим за тучи!

В год кровавый и гробовой

Смерть от равного - славный случай...


Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.
Категория: ЦВЕТАЕВА | Добавил: admin | Теги: стихи Цветаевой, русская литература, поэзия Цветаевой, Марина Цветаева, биография Цветаевой, Серебряный век, творчество Цветаевой
Просмотров: 907 | Загрузок: 160 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0