Одной из главных особенностей
прозы И.А. Бунина, обычно сразу отмечаемой
учащимися, является, конечно же, отсутствие
сюжета в привычном представлении, то есть
отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже
знакомые с понятиями "эпический” и
"лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет
в "Антоновских яблоках” лирический, то есть
основанный не на событиях, а на переживании
героя.
Первые же слова произведения: "...Вспоминается
мне ранняя погожая осень” – несут немалую
информацию и дают пищу для размышлений:
произведение начинается многоточием, то есть
описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно
словно выхвачено из самой стихии жизни, из её
бесконечного потока. Первым словом
"вспоминается” автор сразу погружает читателя
в стихию собственных ("мне”) воспоминаний. Сюжет
развивается как цепь воспоминаний и ощущений,
связанных с ними. Поскольку перед нами
воспоминание, то, следовательно, речь идёт о
прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому
употребляются глаголы настоящего времени
("пахнет яблоками”, "становится очень
холодно...”, "долго прислушиваемся и различаем
дрожь в земле” и так далее). Для лирического
героя Бунина описываемое происходит не в
прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная
относительность времени также является одной из
характерных черт бунинской поэтики.
Воспоминание представляет из себя некий
комплекс физических ощущений. Окружающий мир
воспринимается всеми органами человеческих
чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием,
вкусом.
Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно,
является в произведении образ запаха,
сопровождающий всё повествование от начала и до
конца. Помимо главного лейтмотива,
пронизывающего всё произведение, – запаха
антоновских яблок – здесь присутствуют и другие
запахи: "крепко тянет душистым дымом вишнёвых
сучьев”, "ржаной аромат новой соломы и мякины”,
"запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели
красного дерева, сушёного липового цвета,
который с июня лежит на окнах...”, "славно пахнут
эти, похожие на церковные требники книги...
Какой-то приятной кисловатой плесенью,
старинными духами...”, "запах дыма, жилья”...
Буниным воссоздаются особая красота и
неповторимость запахов сложных, того, что
называют синтезом, "букетом” ароматов: "тонкий
аромат опавшей листы и – запах антоновских
яблок, запах мёда и осенней свежести”, "крепко
пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими
листьями и мокрой древесной корою”.
Особая роль образа запаха в сюжете
произведения обусловлена ещё и тем, что с
течением времени характер запахов меняется от
тонких, едва уловимых гармоничных природных
ароматов в первой и второй частях рассказа – к
резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то
диссонансом в окружающем мире, – во второй,
третьей и четвёртой его частях ("запах дыма”, "в
запертых сенях пахнет псиной”, запах "дешёвого
табаку” или "просто махорки”).
Меняются запахи – меняется сама жизнь, её
основы. Смена исторических укладов показывается
Буниным как смена личных ощущений героя, смена
мировосприятия.
Зрительные образы в произведении максимально
отчётливы, графичны: "чёрное небо чертят
огнистыми полосками падающие звёзды”, "мелкая
листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и
сучья сквозят на бирюзовом небе”, "холодно и
ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми
тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч
медленно выплывали хребты снеговых
гор-облаков”, "чёрный сад будет сквозить на
холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А
поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют
закустившимися озимями”. Подобная
"кинематографичность” изображения,
построенного на контрастах, создаёт у читателя
иллюзию действия, происходящего на глазах или
запечатлённого на полотне художника: "В темноте,
в глубине сада, – сказочная картина: точно в
уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя,
окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно
вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются
вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них
ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная
рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две
ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это
скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее,
от шалаша до самой калитки...”
Очень важную роль в картине окружающего мира
играет цвет. Как и запах, он является
сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь
на протяжении рассказа. В первых главах мы видим
"багровое пламя”, "бирюзовое небо”;
"бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое
небо, золотистый свет низкого солнца” –
подобная цветовая гамма, построенная даже не на
самих цветах, а на их оттенках, передаёт
многообразие окружающего мира и его
эмоциональное восприятие героем. Но с изменением
мироощущения меняются и цвета окружающего мира,
из него постепенно исчезают краски: "Дни стоят
синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по
пустым равнинам”, "низкое сумрачное небо”,
"посеревший барин”. Полутона и оттенки
("бирюзовый”, "лиловатый” и другие), в изобилии
присутствующие в первых частях произведения,
сменяются контрастом чёрного и белого ("чёрный
сад”, "поля резко чернеют пашнями... забелеют
поля”, "снежные поля”). На чёрно-белый фон
Бунин-живописец неожиданно наносит весьма
зловещий мазок: "убитый матёрый волк окрашивает
своей бледной и уже холодной кровью пол”.
Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся
является в произведении эпитет "золотой”:
"большой, весь золотой... сад”, "золотой город
зерна”, "золотые рамы”, "золотистый свет
солнца”.
Семантика этого образа чрезвычайно обширна:
это и прямое значение ("золотые рамы”), и
обозначение цвета осенней листвы, и передача
эмоционального состояния героя, торжественности
минут вечернего заката, и признак изобилия
(зерна, яблок), некогда присущего России, и символ
юности, "золотой” поры жизни героя.
При всём многообразии значений можно
констатировать одно: эпитет "золотой”
относится у Бунина к прошедшему времени, являясь
характеристикой дворянской, уходящей России. У
читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним
понятием: "золотой век” российской жизни, век
относительного благополучия, изобилия,
основательности и прочности бытия.
Таким видится И.А. Бунину век уходящий.
Cтихию жизни, её многообразие, движение
передают также в произведении звуки:
"прохладную тишину утра нарушает только сытое
квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук
ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, "Долго
прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь
переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за
самым садом, ускоренно выбивают шумный такт
колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе,
ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает
стихать, глохнуть, точно уходя в землю...”, "на
дворе трубит рог и завывают на разные голоса
собаки”, "слышно, как осторожно ходит по
комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова
трещат и стреляют”. Все эти бесконечно
разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в
произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственное восприятие мира дополняется в
"Антоновских яблоках” образами осязательными:
"с наслаждением чувствуешь под собой скользкую
кожу седла”, "толстая шершавая бумага” – и
вкусовыми: "вся насквозь розовая варёная
ветчина с горошком, фаршированная курица,
индюшка, маринады и красный квас – крепкий и
сладкий-пресладкий...”, "...холодное и мокрое
яблоко... почему-то покажется необыкновенно
вкусным, совсем не таким, как другие”.
Таким образом, отмечая мгновенные ощущения
героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин
стремится передать всё то "глубокое, чудесное,
невыразимое, что есть в жизни”.
С максимальной точностью и выразительностью
мироощущение героя "Антоновских яблок”
выражено словами: "Как холодно, росисто, и как
хорошо жить на свете!” Герою в молодости
свойственно острое переживание радости и
полноты бытия: "жадно и ёмко дышала моя грудь”,
"всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить,
спать на гумне в омётах...”
Однако, как отмечают большинство
исследователей, в художественном мире Бунина
радость жизни всегда соединяется с трагическим
сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова,
"уже раннее творчество говорит о том, что
воображение Бунина-человека и Бунина-писателя
целиком занимает тайна жизни и смерти,
непостижимость этой тайны”.
Писатель постоянно помнит о том, что "всё живое,
вещественное, телесное непременно подлежит
гибели”. И в
"Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания
всего, что так дорого герою, является одним из
главных: "Запах антоновских яблок исчезает из
помещичьих усадеб... Перемёрли старики на
Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился
Арсений Семёныч...”
Умирает не просто прежний уклад жизни –
умирает целая эпоха русской истории, дворянская
эпоха, опоэтизированная Буниным в данном
произведении. К концу рассказа всё более
отчётливым и настойчивым становится мотив
пустоты и холода.
С особенной силой это показано в образе сада,
когда-то "большого, золотого”, наполненного
звуками, ароматами, теперь же – "озябшего за
ночь, обнажённого”, "почерневшего”, а также
художественных деталях, выразительнейшей из
которых является найденное "в мокрой листве
случайно забытое холодное и мокрое яблоко”,
которое "почему-то покажется необыкновенно
вкусным, совсем не таким, как другие”.
Вот так, на уровне личных ощущений и
переживаний героя, изображает Бунин
происходящий в России процесс вырождения
дворянства, несущий с собой невосполнимые потери
в духовном и культурном отношении: "Потом
примешься за книги – дедовские книги в толстых
кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на
сафьянных корешках... Хороши... заметки на их
полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками
сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и
читаешь: "Мысль, достойная древних и новых
философов, цвет разума и чувства сердечного”... и
невольно увлечёшься и самой книгой... И понемногу
в сердце начинает закрадываться сладкая и
странная тоска...
...А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова,
лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку,
её полонезы на клавикордах, её томное чтение
стихов из "Евгения Онегина”. И старинная
мечтательная жизнь встанет перед тобою...”
Поэтизируя прошлое, её "век минувший”, автор
не может не думать и об её будущем. Этот мотив
появляется в конце рассказа в виде глаголов
будущего времени: "Скоро-скоро забелеют поля,
скоро покроет их зазимок...” Приём повтора
усиливает грустную лирическую ноту; образы
голого леса, пустых полей подчёркивают тоскливую
тональность концовки произведения.
Будущее неясно, оно вызывает тревожные
предчувствия. Символичен образ первого снега,
покрывшего поля: при всей его многозначности он
часто ассоциируется у учащихся с новым чистым
листом бумаги, а если учесть, что под
произведением поставлена дата "1900”, то невольно
возникает вопрос: что напишет новый век на этом
белом, незапятнанном листе, какие следы оставит
на нём? Лирической доминантой произведения
звучат эпитеты: "грустная, безнадёжная удаль”...
Слова песни, которой заканчивается
произведение:
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал... –
ещё раз передают ощущение неизвестности,
неясности пути.
Многоточия, которыми начинается и
заканчивается произведение, дают понять, что всё
выраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь
фрагмент, выхваченный из бесконечного потока
жизни.
На материале рассказа "Антоновские яблоки”
учащиеся знакомятся с главной особенностью
бунинской поэтики: восприятием действительности
как непрерывного течения, выраженного на уровне
человеческих ощущений, переживаний,
чувствований, – и обогащают своё представление о
жанре лирической прозы, особенно ярко
представленном в творчестве И.А. Бунина. По
наблюдению Ю.Мальцева, у Бунина "поэзия и проза
сливаются в некий совершенно новый
синтетический жанр”. |