Принципиально по-иному строится урок по
рассказу «Безумный художник»: это проблемный анализ с использованием
приёмов контекстного подхода.
Исследователи Бунина 1920-й год называют "немым”. Первый год на
чужбине, в эмиграции, — год молчания писателя. Можно только
догадываться, какие душевные муки испытывал он. Но постепенно Бунин
возвращается к творчеству. Художник и Мир, назначение и сущность
художественного творчества — вот проблемы, волнующие зрелого и уже много
пережившего писателя. Учащимся предлагается заранее прочитать рассказ
1921 года «Безумный художник», ответить на ряд вопросов и выполнить
задания. Обсуждение их и послужит основой урока. Последнее из заданий
может быть индивидуальным или предложено группе учащихся, по усмотрению
учителя.
- Как по прочтении рассказа для вас раскрылся смысл его названия?
- Каким предстаёт мир, в который вернулся из странствий господин "с изумлёнными глазами”? Как этот мир встречает художника?
- Какие детали поведения наиболее ярко характеризуют состояние героя?
- Как можно озаглавить абзац, начинающийся словами "Вскоре юношеская сила овладела им”?
- "В первой половине 20-х годов как никогда сильна в творчестве
Бунина борьба двух начал: мрака и света”, — пишет исследователь Анна
Саакянц. Как развивается в рассказе мотив борьбы тьмы и света? Чем вы
можете объяснить несоответствие замысла и воплощения в произведении
художника — героя рассказа?
- Согласны ли вы с приведёнными ниже высказываниями? Соотнесите их с
содержанием рассказа Бунина. "Если бы мир раскололся, то трещина прошла
бы через сердце поэта” (Генрих Гейне). "Жизнь никогда не бывает
прекрасна: прекрасны только картины её в очищенном зеркале искусства”
(Артур Шопенгауэр).
- Найдите и рассмотрите репродукции картин: Рафаэль. «Сикстинская
мадонна»; Эрих Энге. «Осквернение демократии»; Сальвадор Дали.
«Предчувствие гражданской войны», «Лицо войны», «Христос святого Хуана
де ла Крус». Как произведения живописи помогают лучше представить
задуманную бунинским героем и воплощённую им картину? (Сравните их
содержание, композицию, настроение, палитру с описаниями Бунина.) Какие
ещё произведения живописи вы могли бы включить в ассоциативный контекст,
помогающий осмыслить рассказ Бунина?
Подобные уроки помогают формированию и закреплению таких умений
учащихся, как выявление примет стиля писателя, определение
общечеловеческого содержания произведений, соотнесение произведений
различных видов искусств. |