Пятница, 29.03.2024, 00:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » АХМАТОВА

Величие ахматовского стиха
29.05.2013, 13:18
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.

В своей работе я придерживаюсь высказывания А.Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить”. Хочется быть "хорошим учителем” или попытаться стать им. Данный урок настраивает ребят на поиск истины, развивает умение сопоставлять, работать с критическими статьями, анализировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Класс 11-й «А» — гуманитарный, с высоким творческим потенциалом. Есть свои художники, поэты, философы. Любят размышлять о процессе формирования отношений человека с миром, пытаются отразить это в своих творческих работах. В классе есть и любители составлять сценарии, принимать участие в постановках, более половины класса — натуры артистичные. Ребята охотно откликаются на предложение поспорить, поучаствовать в чём-то необычном. Это дети с богатым воображением, они с удовольствием выполняют задания ассоциативного характера. Поэтому данная форма урока — урок-размышление — для них очень подходит.

Это первый урок по теме «Лирика Анны Ахматовой». Обращение к личности поэта происходит через знакомство с её стихами, что даёт возможность глубже проникнуть в душу знаменитого поэта.

Задания к уроку. Прочитать не менее пятнадцати стихов Ахматовой, не обращаясь при этом к биографии писательницы; сформировать группы по интересам; выучить любое понравившееся стихотворение Ахматовой, уметь объяснить свой выбор; подготовить индивидуальное сообщение о литературном течении "акмеизм”.

— В чём заключается величие ахматовского стиха? Почему её творчество приобретает всё новых и новых поклонников? Чем особенна лирика Анны Ахматовой? Что это за явление в русской литературе — Анна Ахматова? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ. С чего же начать знакомство с этим поэтом?

Помните, Куприн писал, что "лишнее для читателя путаться в мелочах жизни писателей, ибо это любопытство вредно, мелочно и пошло”? Вспоминается ещё одно высказывание: "Человека судят по делам его”. Каким же было основное занятие, основное дело Анны Ахматовой? (Стихи или песнопения.)

Я так молилась: "Утоли
Глухую жажду песнопенья!”
Но нет земному от земли
И не было освобожденья!

Она не могла освободиться от своего творчества. Хотя просила об этом в молитве взамен другого, общего благополучия:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар.

Сбылось почти всё, кроме последнего. Может быть, это и хорошо, потому что плодами таинственного песенного дара Ахматовой мы пользуемся по сию пору. Это нам нравится, это наше, в этом мы находим себя. И сегодня мне не хотелось бы копаться в фактах биографии этого человека, давайте посмотрим на её дело — в этом вся она и вся её жизнь.

АХ-МА-ТО-ВА... Запишите, пожалуйста, ассоциативную цепочку слов, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите это имя. (Вздох, темнота, печаль, грусть, тоска...)

А вы знаете, ведь сейчас происходит чудо. Дело в том, что словесная оболочка имени поэта заключает в себе тайны её творчества. (Учитель связывает каждое слово, предложенное учащимися, с характером творчества Анны Ахматовой.) Возможно, эти слова, этот ассоциативный ряд помогут вам в следующей работе. Дома вы по моей просьбе должны были прочитать не менее пятнадцати стихотворений Анны Ахматовой. Естественно, после прочтения у вас остались какие-то впечатления. Запишите свои впечатления об авторе стихов к себе в тетрадь, продолжив предложение "Анна Ахматова — это...”. После того как каждый из вас вспомнит впечатления, оставленные встречей со стихами Ахматовой, поделитесь ими с товарищами по группе, посоветуйтесь и составьте общий психологический портрет этой женщины. (Группы читают свои ответы.)

Я знаю, что многие из вас выучили некоторые произведения Ахматовой наизусть. Чем привлекли вас стихи Ахматовой?

(Отвечая на этот вопрос, ребята часто говорят, что, в отличие от стихов символистов, в стихах Ахматовой реальные вещи с реальными названиями. Учащиеся читают стихотворения наизусть, отвечают на вопрос учителя.)

— Ребята, а ведь вы сейчас, говоря о творчестве Ахматовой, начали характеризовать одно из литературных направлений. Как оно называется?

(Учащийся делает сообщение об акмеизме.)

— Нельзя рассматривать творчество Ахматовой только в рамках акмеизма. Ей, человеку с огромным талантом, тесно было бы вообще умещаться в каких-то рамках. Не следует забывать и о том, что её кумиром был представитель символизма — Александр Блок. Многое она переняла от его манеры. Некоторые критики так и говорили, что "их музы повенчаны”. В её творчестве есть место и символам, и образам, не забывайте об этом.

Однако Ахматова привнесла в поэзию и своё. Если до неё при изображении любви преобладали недомолвки, иносказания и намёки, то она перешла к описанию реальной сущности переживаний, к жизненному подтексту.

Есть ещё одна поразительная особенность стихов Ахматовой. Они удивительно близки к другим литературным жанрам и даже жанрам искусства. Это обстоятельство отмечали многие литературные деятели. Мы располагаем некоторыми воспоминаниями современников Ахматовой, отрывками из критических статей и сейчас, используя их, попытаемся подтвердить мысль о близости творчества Ахматовой к другим литературным жанрам и жанрам искусства.

(Работа в группах с критическими статьями, воспоминаниями.)

Варианты возможных записей

Б.Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более что формальные особенности её поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.

В.Виноградов. Большинство стихотворений Ахматовой — выдержки из монологов, в которых развивается драма её героини...

К.Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение Ахматовой.

О.Мандельштам. Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда, неизменно причитаниями.

Е.Эткинд. Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате — всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.

(Выслушиваются ответы групп.)

— А сейчас ваша задача — доказать или опровергнуть на практическом материале утверждения исследователей. (Каждая группа анализирует прочитанное наизусть стихотворение.)

План анализа стихотворения

Близость к одному из литературных жанров (новелле, балладе), к другим видам искусства (кино, живописи, музыке). Для доказательства этой близости следует представить свою интерпретацию текста: музыкальную, иллюстрированную, сценарную, прозаическую. Можно подобрать уже существующие иллюстрации, сценарии, рассказы.

Время действия. Как оно представлено?

Место действия. Как оно представлено?

Герои. Как они представлены?

Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.

Художественные детали (конкретные и обобщённые).

Роль и место монолога (диалога).

Учащимся были предложены следующие стихотворения: «Колыбельная», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Песня последней встречи», «Не с теми я, кто бросил землю…».

— На сегодняшнем уроке мы попытались разобраться в загадке притягательности творчества Ахматовой, пришли к выводу, что её творчеству присущи:

  • особая разговорная манера;
  • внутренняя музыкальность;
  • новеллистичность;
  • сюжетность;
  • исповедальность.

Мы попробовали сопоставить творчество поэта с другими жанрами и видами искусства и увидели, сколько тайн запрятано в ахматовских скупых строчках.

Величие Анны Ахматовой заключается и в том, что её личные переживания, мысли, чувства, слова перекликаются с нашими ощущениями, с нашим настроением. Не случайно её заявление: "Я — голос ваш, жар вашего дыханья, // Я — отраженье вашего лица”.


Светлана ЛУНИНА

Категория: АХМАТОВА | Добавил: admin | Теги: статьи об Ахматовой, судьба Ахматовой, творчество Ахматовой, изучение Ахма, лирика Ахматовой, поэзия Ахматовой, Анна Ахматова, стихотворение Ахматовой
Просмотров: 2177 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0