Среда, 18.05.2022, 21:38





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » БУНИН

Раздаточный материал к урокам по изучению сборника рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
28.05.2013, 14:07

Карточка 1

— Каков сюжет произведения? (Передайте его в трёх-четырёх предложениях.)

— Дайте характеристику героини новеллы (как она воплощена в портрете и поступках героини). Какая деталь подчёркнута в её портрете? Зачем? Почему она не простила Николая Александровича?

— Кратко охарактеризуйте Николая Александровича.

Карточка 2

— Как передано авторское отношение к героям? Почему Надежда показана в обстановке чистой и уютной горницы, дома, а Николай Александрович — в дороге?

— Почему Бунин поведал историю героев в подчёркнуто драматической диалогической форме? Подготовьте чтение диалога по ролям. Можно ли считать то, что Надежда целует руку Николая Александровича, прощением? А он просит прощения?

— Какой традиционный для русской литературы мотив появляется в произведении? Как он помогает понять смысл названия?

Карточка 3

— «Тёмные аллеи» — новелла. Согласны ли вы с этим жанровым определением?

— В чём обычность и вместе с тем неожиданность развития сюжета?

— Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову. Как вы думаете, выдержан ли этот принцип применительно к «Тёмным аллеям»?

— Вспомните, когда появляется образ "тёмных аллей” в рассказе. Как о них вспоминает Надежда? Николай Александрович? Кому или чему адресована его "недобрая улыбка”?

Карточка 4

— Обозначьте художественное пространство произведения. Оно соответствует фабуле или сюжету?

— Какова роль пейзажа в произведении? Найдите ключевые слова.

— Обозначим временное пространство.

Внесите необходимые, на ваш взгляд, дополнения в схему.

— Как долго длится счастье героев?

— Как писатель отвечает на вопрос, почему не сложилось счастье? Можно ли считать этот ответ полемичным по отношению к «Асе» И.С. Тургенева?

Карточка 5

— Стихотворение Николая Огарёва «Обыкновенная повесть» побудило И.А. Бунина к созданию данного произведения. Выразительно прочитайте его (стихотворение прилагается к заданию). Сюжет новеллы полемичен по отношению к сюжету стихотворения. В чём?

Методический комментарий

Сопроводим задания, предлагаемые М.С. Донченко и М.К. Асимовой, двумя замечаниями. Первое касается характера задания, которое сам учитель именует "творческим”. Словесник совершенно справедливо полагает: чтобы научить ученика читать художественный текст, необходимо насытить урок вопросами и заданиями, стимулирующими его учебную деятельность и адекватными по природе своей той деятельности, в процессе которой и происходит общение человека с произведением искусства, иными словами, вопросами и заданиями творческого характера. С точки зрения методики творческие задания выполняют на уроке несколько функций: с одной стороны, они помогают читателю-школьнику научиться воспринимать текст "эстетически”, а с другой — "снабжают” его арсеналом средств и приёмов создания собственных сочинений. Для организации такой творческой работы учителю предлагается использовать приёмы, суть которых, по определению методиста Н.М. Соколова, заключается в том, "чтобы вместе с учащимися нащупывать поочерёдно разные литературные формы... подходить к писателям как к великим специалистам, но в то же время сознавать и некоторую свою связь с их творческою работою; учиться у них приёмам, но не порабощаться ими, не копировать или грубо подражать им, а именно учиться у них”.

Как видно, использование творческих заданий на уроках литературы имеет давнюю методическую традицию. "Кто бы ни читал мою книгу… я всячески обращаю его внимание на задачи, — писала ещё в 1925 году М.А. Рыбникова. — С них нужно начинать самообучение и обучение других. Со стороны методической в этом деле нужно особенно твёрдо помнить, что ход работы должен идти от примеров к рассуждению, а не обратно… Упражнение, испытание собственных сил — единственно верный путь к зарождению внимания”.

Второе замечание касается утверждения, что ответы школьников не должны "однозначно исчерпывать задание”, и было подсказано нам современным методистом С.А. Шаповал; занимаясь проблемой определения психологической составляющей учебных задач, она указывала на феномен, который в психологии получил название эффекта незавершённого действия, или "эффекта Зейгарник”; суть его состоит в том, что "прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершённые”. При этом была выявлена ещё одна интересная закономерность: "оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершённые задачи, тогда как при слабой мотивации — прерванные задания”. Таким образом, творческие задания могут и должны быть предложены учащимся с разным уровнем мотивации.

Категория: БУНИН | Добавил: admin | Теги: статьи о Бунине, цикл Темные аллеи, повесть Бунина, творчество Бунина, Иван Бунин, судьба Бунина, литературная критика о Бунине, рассказ Бунина
Просмотров: 2310 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0