Карточка 1
— Каков сюжет произведения? (Передайте его в
трёх-четырёх предложениях.)
— Дайте характеристику героини новеллы (как
она воплощена в портрете и поступках героини).
Какая деталь подчёркнута в её портрете? Зачем?
Почему она не простила Николая Александровича?
— Кратко охарактеризуйте Николая
Александровича.
Карточка 2
— Как передано авторское отношение к героям?
Почему Надежда показана в обстановке чистой и
уютной горницы, дома, а Николай Александрович — в
дороге?
— Почему Бунин поведал историю героев в
подчёркнуто драматической диалогической форме?
Подготовьте чтение диалога по ролям. Можно ли
считать то, что Надежда целует руку Николая
Александровича, прощением? А он просит прощения?
— Какой традиционный для русской литературы
мотив появляется в произведении? Как он помогает
понять смысл названия?
Карточка 3
— «Тёмные аллеи» — новелла. Согласны ли вы с
этим жанровым определением?
— В чём обычность и вместе с тем
неожиданность развития сюжета?
— Известно, что Бунин тщательно подбирал
заглавия к своим рассказам, следуя принципу:
ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы
тому было над чем поломать голову. Как вы думаете,
выдержан ли этот принцип применительно к «Тёмным
аллеям»?
— Вспомните, когда появляется образ "тёмных
аллей” в рассказе. Как о них вспоминает Надежда?
Николай Александрович? Кому или чему адресована
его "недобрая улыбка”?
Карточка 4
— Обозначьте художественное пространство
произведения. Оно соответствует фабуле или
сюжету?
— Какова роль пейзажа в произведении?
Найдите ключевые слова.
— Обозначим временное пространство. Внесите необходимые, на ваш взгляд, дополнения
в схему.
— Как долго длится счастье героев?
— Как писатель отвечает на вопрос, почему не
сложилось счастье? Можно ли считать этот ответ
полемичным по отношению к «Асе» И.С. Тургенева?
Карточка 5
— Стихотворение Николая Огарёва
«Обыкновенная повесть» побудило И.А. Бунина к
созданию данного произведения. Выразительно
прочитайте его (стихотворение прилагается к
заданию). Сюжет новеллы полемичен по отношению к
сюжету стихотворения. В чём?
Методический комментарий
Сопроводим задания, предлагаемые
М.С. Донченко и М.К. Асимовой, двумя
замечаниями. Первое касается характера задания,
которое сам учитель именует "творческим”.
Словесник совершенно справедливо полагает:
чтобы научить ученика читать художественный
текст, необходимо насытить урок вопросами и
заданиями, стимулирующими его учебную
деятельность и адекватными по природе своей той
деятельности, в процессе которой и происходит
общение человека с произведением искусства,
иными словами, вопросами и заданиями творческого
характера. С точки зрения методики творческие
задания выполняют на уроке несколько функций: с
одной стороны, они помогают читателю-школьнику
научиться воспринимать текст "эстетически”, а с
другой — "снабжают” его арсеналом средств и
приёмов создания собственных сочинений. Для
организации такой творческой работы учителю
предлагается использовать приёмы, суть которых,
по определению методиста Н.М. Соколова,
заключается в том, "чтобы вместе с учащимися
нащупывать поочерёдно разные литературные
формы... подходить к писателям как к великим
специалистам, но в то же время сознавать и
некоторую свою связь с их творческою работою;
учиться у них приёмам, но не порабощаться ими, не
копировать или грубо подражать им, а именно учиться
у них”.
Как видно, использование творческих заданий на
уроках литературы имеет давнюю методическую
традицию. "Кто бы ни читал мою книгу… я всячески
обращаю его внимание на задачи, — писала ещё в 1925
году М.А. Рыбникова. — С них нужно начинать
самообучение и обучение других. Со стороны
методической в этом деле нужно особенно твёрдо
помнить, что ход работы должен идти от примеров к
рассуждению, а не обратно… Упражнение, испытание
собственных сил — единственно верный путь к
зарождению внимания”.
Второе замечание касается утверждения, что
ответы школьников не должны "однозначно
исчерпывать задание”, и было подсказано нам
современным методистом С.А. Шаповал; занимаясь проблемой
определения психологической составляющей
учебных задач, она указывала на феномен, который
в психологии получил название эффекта
незавершённого действия, или "эффекта
Зейгарник”; суть его состоит в том, что
"прерванные задачи в силу сохраняющегося
мотивационного напряжения запоминаются лучше,
чем завершённые”.
При этом была выявлена ещё одна интересная
закономерность: "оказалось, что при очень
сильной заинтересованности лучше запоминались
завершённые задачи, тогда как при слабой
мотивации — прерванные задания”. Таким образом, творческие
задания могут и должны быть предложены учащимся
с разным уровнем мотивации. |