Мемуаристы говорят о том, что в Фете
поражала «прозаичность». «В нем было что-то жесткое и, как ни странно
это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый
смысл». «И наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта
<…>.
Стихи первого сборника Фета «Лирический
пантеон» — типичные образцы эпигонского романтизма конца 30-х годов.
Любопытно отметить большое сходство между «Лирическим пантеоном» и
другим сборником, вышедшим в том же году, также под одними инициалами
автора, — «Мечтами и звуками» Некрасова.
Любовная тема для Фета особенно
значительна. Фет считал ее основной темой поэзии «Изящная симпатия,
установленная в своей всепобедной привлекательности самою природою в
целях сохранения видов, всегда останется зерном и центром, на который
навивается всякая поэтическая нить».
Фет — без сомнения один из самых
замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед
нами русская весна — с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим
солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с
пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями,
кричащими в степи.
Обратимся к той черте поэзии Фета,
которой сам он придавал такое основополагающее значение и которая тоже
связана с установками импрессионистической поэтики. Я имею в виду
«музыкальность» поэзии Фета. «Поэзия и музыка, — писал Фет, — не только
родственны, но нераздельны".
Стихи Фета всегда как бы тяготели к двум
полюсам — условно говоря, к «рациональному» и «мелодическому». К
старости обе тенденции получили дальнейшее развитие и тем самым две
линии поэзии Фета еще более разошлись.
Ассоциации по эмоциональной близости
играют большую роль в словоупотреблении Фета. В поздних
стихах увеличивается их роль в развитии темы, в композиции
стихотворения.
Творческий путь Фета длился более
полувека. Фет выпустил свой первый сборник в один год с Лермонтовым, а
последний — в один год с первым сборником Бальмонта.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена
перекрестной рифмовкой: АБАБ. Первая строфа содержит признание в нелюбви
поэта к соснам, противопоставленным кленам и березам.
По мнению Д. Д. Благого, в
стихотворении отражена любовь поэта и Марии Лазич.
Фет познакомился с ней во время своей службы в кирасирском армейском
полку, расквартированном в Херсонской губернии.
При издании в сборнике 1850 г.
стихотворение было помещено в состав раздела «Разные стихотворения». В
составе этого же раздела стихотворение опубликовано в сборниках 1856 и
1863 гг.
При издании в сборнике 1850 г.
стихотворение было помещено в состав цикла «Снега», состоящего из девяти
стихотворений. «Кот поет, глаза прищуря…» — шестой текст в цикле.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе
Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. Историяего рождения не совсем
обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал
к старому дворянскому роду и был богатым помещиком.