Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
(1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет
складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь
творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно
относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней
глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах
не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь
в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает
особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с
этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца:
«Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только
современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический
мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства».
По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно
глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может
символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные
жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно
речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.
В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного
и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо
включает, поглощает его, «отчеркивая на полях».
Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться
у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в
неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.
Б.Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого
человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к
своим успехам. Ведь главное — повести за собой других людей, которые и решат,
кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном
примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять
живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема
назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической
поэтической традиции.
В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым
некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным
ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются
женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изобразительно-выразительные
средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»),
антитеза («пораженья» — «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных
координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в
неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической
традиции и характерен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом является
эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким
образом, очевидно. Б.Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том,
чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто
встречаются слова «надо», «должен», «не должен».
|