Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию
стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является
программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не
люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще
более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет смириться лирический герой
стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в
той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный
исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды,
заставляющие отвлечься от творчества.
Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих
чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое
вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда
чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).
В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплетни
в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто
и коль в чести наветы за глаза». Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по
ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на
вечное поселение ни в чем не виноватые люди. Эта тема подчеркивается и в
следующей строфе, где лирический герой заявляет, что не любит «насилья и
бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого
Христа».
Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той
или иной степени повторяются. Произведение, таким образом, насыщено критикой
социальной дисгармонии.
Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями
(то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же
всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально
замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, ибо сам ощущал их, когда ему
долго не давали разрешение на концертную деятельность. Творческое вдохновение
окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали.
Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший столь обширное творческое
наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой
справедливости по отношению к B.C. Высоцкому можно после этого
говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных,
которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни
его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на
Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. B.C. Высоцкий понимал, какой притягательной силой обладает эта
слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом
красноречиво свидетельствует.
В финальной строфе появляется еще один примечательный
образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в
обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя
каких-то ложных ценностей.
Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной
программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как
честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других
людей.
|