Стихотворение Б.Л. Пастернака «Ожившая фреска» написано
в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете
«Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному
событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада.
Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по
силе художественного обобщения образ: «Ночное небо Сталинграда качалось в
штукатурном саване». В нем поддерживается противоестественный характер войны,
когда от силы падающих снарядов качается само небо, и многочисленные жертвы и
разрушения («штукатурный саван»). Ведь после бомбежки для многих жителей
города стали могилами их собственные дома.
Во второй строфе стихотворения сама земля обращается с
молебном о прекращении ударов. Скорбное молитвенное настроение подчеркивает
образ кадильницы. Упоминается в произведении также архистратиг Михаил, который,
совершив чудо, сорвал попытку язычников уничтожить храм.
Увидев разрушенные дома, герой стихотворения вспоминает,
как в детстве видел фреску в часовне, на которой «в такие ямы черти прыгали».
Таким образом, ужас войны сравнивается в стихотворении с адом, а фашисты — с
темными дьявольскими силами.
Далее в произведении возникает традиционный для православной
классической иконописи образ Георгия Победоносца («А рядом в конном поединке
Сиял над змеем лик Георгия»), Цветущие кувшинки и птичьи трели символизируют в
этой строфе образ мирной жизни (которая в свою очередь напоминает райский
сад). В следующей строфе картина радостного бытия сопрягается с темой родины, причем
образ березовой почки выступает здесь как символ России, а зовущая музыка
ассоциируется не только со звуками лесной пущи, но и с мелодичной народной
песней.
Дальнейший сюжет стихотворения продолжает разрабатывать
центральный символ произведения — образ святого Георгия. Лирический герой в
наступательном движении «Топчет вражеские танки С их грозной чешуей
драконьею!». Здесь солдат-победитель, ведущий священный бой на родной земле,
вновь сравнивается с иконописным Георгием Победоносцем, который топчет змею
копытами коня.
В финальной строфе стихотворения композиционное пространство
предельно расширяется. Автор воспевает символический образ грядущей победы,
ассоциирующийся с чудесной будущностью.
Таким образом, в победе над врагом Б.Л. Пастернак видит
не только цель освобождения родной земли, но и идею торжества сил добра над
злом. Образы религиозного характера в этой связи способствуют созданию
философского плана восприятия темы, благодаря чему она воссоздается также и в
широком историческом аспекте.
Стихотворение первоначально называлось «Воскресенье» и
посвящено герою Сталинградской битвы Леонтию Гуртьеву. В книге В. Гроссмана
«Сталинград» подвигу этого человека и других защитников города посвящен очерк
«Направление главного удара». Леонтий Николаевич Гуртьев был командующим 308-й
стрелковой дивизии, которая сражалась на главном направлении удара фашистских
войск и почти вся погибла, обороняя завод «Баррикады». За массовый героизм
дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а Л. Гуртьеву присвоили
звание генерала-майора, также наградили орденом Красного Знамени и медалью «За
оборону Сталинграда». 3 августа 1943 года герой был смертельно ранен под Орлом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года Л.Н. Гурьеву
было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время поездки с писателями на
фронт Б. Л. Пастернак заметил могилу генерала в парке г. Орла.
В черновом варианте произведения описывалась смерть
Гуртьева и его предсмертные воспоминания о Сталинградской битве. В окончательном
же тексте произведения судьба конкретного человека уступила место
художественному обобщению. Когда Б.Л. Пастернак пишет, что герой «перешел
земли пределы», он подчеркивает не гибель защитника земли русской, а
бессмертное величие его подвига, ибо кончина на поле брани — это шаг героя в
историю.
|