Пятница, 22.11.2024, 23:56


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПАСТЕРНАК

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Ожившая фреска»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Ожившая фреска» напи­сано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете «Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада.

Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по силе художественного обобщения образ: «Ночное небо Сталин­града качалось в штукатурном саване». В нем поддерживается противоестественный характер войны, когда от силы падающих снарядов качается само небо, и многочисленные жертвы и раз­рушения («штукатурный саван»). Ведь после бомбежки для многих жителей города стали могилами их собственные дома.

Во второй строфе стихотворения сама земля обращается с молебном о прекращении ударов. Скорбное молитвенное на­строение подчеркивает образ кадильницы. Упоминается в произведении также архистратиг Михаил, который, совершив чудо, сорвал попытку язычников уничтожить храм.

Увидев разрушенные дома, герой стихотворения вспоми­нает, как в детстве видел фреску в часовне, на которой «в та­кие ямы черти прыгали». Таким образом, ужас войны сравни­вается в стихотворении с адом, а фашисты — с темными дьявольскими силами.

Далее в произведении возникает традиционный для право­славной классической иконописи образ Георгия Победоносца («А рядом в конном поединке Сиял над змеем лик Георгия»), Цветущие кувшинки и птичьи трели символизируют в этой строфе образ мирной жизни (которая в свою очередь напоми­нает райский сад). В следующей строфе картина радостного бытия сопрягается с темой родины, причем образ березовой почки выступает здесь как символ России, а зовущая музыка ассоциируется не только со звуками лесной пущи, но и с ме­лодичной народной песней.

Дальнейший сюжет стихотворения продолжает разрабаты­вать центральный символ произведения — образ святого Ге­оргия. Лирический герой в наступательном движении «Топчет вражеские танки С их грозной чешуей драконьею!». Здесь солдат-победитель, ведущий священный бой на родной земле, вновь сравнивается с иконописным Георгием Победоносцем, который топчет змею копытами коня.

В финальной строфе стихотворения композиционное про­странство предельно расширяется. Автор воспевает символи­ческий образ грядущей победы, ассоциирующийся с чудесной будущностью.

Таким образом, в победе над врагом Б.Л. Пастернак видит не только цель освобождения родной земли, но и идею торже­ства сил добра над злом. Образы религиозного характера в этой связи способствуют созданию философского плана вос­приятия темы, благодаря чему она воссоздается также и в ши­роком историческом аспекте.

Стихотворение первоначально называлось «Воскресенье» и посвящено герою Сталинградской битвы Леонтию Гуртьеву. В книге В. Гроссмана «Сталинград» подвигу этого человека и дру­гих защитников города посвящен очерк «Направление главного удара». Леонтий Николаевич Гуртьев был командующим 308-й стрелковой дивизии, которая сражалась на главном направлении удара фашистских войск и почти вся погибла, обороняя завод «Баррикады». За массовый героизм дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а Л. Гуртьеву присвоили звание ге­нерала-майора, также наградили орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». 3 августа 1943 года герой был смертельно ранен под Орлом. Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 27 августа 1943 года Л.Н. Гурьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время поездки с писателями на фронт Б. Л. Пастернак заметил могилу генерала в парке г. Орла.

В черновом варианте произведения описывалась смерть Гуртьева и его предсмертные воспоминания о Сталинградской битве. В окончательном же тексте произведения судьба кон­кретного человека уступила место художественному обобще­нию. Когда Б.Л. Пастернак пишет, что герой «перешел земли пределы», он подчеркивает не гибель защитника земли рус­ской, а бессмертное величие его подвига, ибо кончина на поле брани — это шаг героя в историю.

Категория: ПАСТЕРНАК | Добавил: admin (08.07.2013)
Просмотров: 2850 | Теги: стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ поэтического текста, анализ стихотворения, анализ литературного про, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0