Пейзажная лирика H.A. Заболоцкого всегда философична по
сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет».
В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для
создания чувства неотвратимости этих препятствий H.A. Заболоцкий использует
анафорические повторы («Движется...», «Сколько раз...»), инверсию («Туча...
движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).
Основным изобразительно-выразительным средством в
стихотворении является олицетворение. Это соответствует натурфилософской
позиции, которую занимал H.A. Заболоцкий. Природа для автора произведения —
живое существо. В первой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из
волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой
руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.
Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигающейся
тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз
становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей
воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эффект
найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).
Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в
ударных слогах также способствует созданию выразительности образа).
H.A. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высокой
степенью художественной выразительности обладает образ «сломанных молний».
Эпитет «сломанный» метко отражает причудливые зигзагообразные траектории, по
которым электрический разряд уходит в землю.
Могущественную силу грозы показывает отношение к ней
лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие шаги И стоял, сливаясь
поневоле С белым блеском вольтовой дуги!». Даже название физического явления
под пером H.A. Заболоцкого превращается в поэтичный художественный образ.
Дополнительный эффект в стихотворении производят восклицательные
предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько
восхищения.
В четвертой строфе центральным образом становится образ
кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым
сердцем. Даже расщипленный надвое и почерневший, он все равно выглядит
величественным: «Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».
В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя
с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко
проецируется на жизнь самого автора, который, едва успев пробиться к славе,
получить литературную известность («ворваться в высоту»), был репрессирован,
но не очерствел душой и не перестал писать стихи.
|