«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в
творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной
для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое
качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию,
столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B.C. Высоцкий выступает в «Песне о
друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем
образом, который хочет создать человек в глазах окружающих, и его истинной
сущностью, которая порой бывает совершенно иной.
До конца раскрывается человек и его способность на самоотверженные
поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения
одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его
товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в
сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право
называться другом, ему можно доверять.
Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат
рассуждения о социальном явлении, при котором человек выглядит как «и не друг,
и не враг, а — так». Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся
мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и
поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.
Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт,
вынесенный B.C. Высоцким во второй строфе по отношению
к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких
не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими
личными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B.C. Высоцкий
находит красноречивое определение: «чужой». Здесь же возникает образ песни,
которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и слабых
духом нытиков будет изгнание и забвение, как, например, был изгнан из племени
людского эгоистичный Лappa в «Старухе Изергиль» A.M. Горького. Но
Ларра совершил преступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей
участи. Герой же B.C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может
быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком.
Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть определенная
категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по
духу — лирический герой поэзии B.C. Высоцкого. Для него не существует
полутонов: в мире есть лишь добро и зло. белое и черное, а то, что кажется
серым, всегда может почернеть в любую минуту.
Однако несмотря на подлость и предательство, нередко
поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое
понятие, как дружба, не иссякнет.
Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена
положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в
бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле
битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной
притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как
радость победы над собой. Наградой за преодоление тягот и испытаний становится
для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины
горы.
Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворении
B.C. Высоцкого высокой силой художественного обобщения. Каждый из нас покоряет
на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту
— достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь
одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и
огорчения, и радость победы.
|