Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я.
Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев
закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу,
участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском,
Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в
их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего.
Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его,
сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:
Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский. («К портрету Чаадаеву», 1820)
Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие:
Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман… и т. д.
Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных
наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе
мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая»,
который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти
надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное
начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не
осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола
мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное
сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего
тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к
мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные
с политической борьбой. Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на
два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна». В
сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко
трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой
власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний
подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных
поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем
силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая,
бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда
возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности,
интимности. В разобранной строфе поэт сказал:»Но в нас горит еще
желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли
многих. О каком желании он говорит? Перечитываем следующую строфу,
из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности
святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении
«вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной
борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое
понимание слова «вольность». Сравнение «как ждет любовник молодой минуты
верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и
уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье).
На этой строфе закончились глубокие размышления поэта, естественно
подготовившие патриотический революционный призыв, заключенный в двух
последних строфах. В двух последних строфах заключен призыв
«отчизне посвятить души прекрасные порывы» и выражена уверенность в том,
что «Россия вспрянет ото сна, И а обломках самовластья напишут наши
имена!». Что значат слова «обломки самовластья»? Падение
самодержавия, революция и ее победа. Какую же идею выдвигает поэт, к
чему он призывает? К самоотверженному служению родине путем борьбы с
самодержавием. Подлинный патриотизм неотделим для поэта от революционной
борьбы. До призыва, заключенного в двух последних строфах, идут
размышления поэта. Они и приводят к заключительному обращению к другу.
Обратимся к некоторым деталям. Как называет поэт того, к кому
обращается? «Мой друг» и «товарищ». Первое обращение понятно и привычно.
Чаадаев - близкий друг поэта. Что несет второе обращение? Слово
«товарищ» вносит новый оттенок – участник дела освобождения, соратник в
борьбе. Что значит выражение: «Взойдет она, Звезда пленительного
счастья?» Победа в борьбе за свободу. Слово «звезда» в политической
лексике эпохи часто символизировало революцию, восход звезды – победу
дела освобождения. Рылеев и Бестужев назвали свой альманах «Полярной
звездой».Кюхельбекер в одном из стихотворений писал:
Мы вместе помчимся туда, Туда, где восходит свободы звезда.
Поэтому именно это слово в послании, обращенном к политическом
единомышленникам ( ведь поэт обращался не только к Чаадаеву), подходило
лучше всякого другого слова (например, слово «заря») для того, чтобы
вызвать нужную ассоциацию. Вообще, стихотворение включает целый ряд
слов, характерных для политической лексики эпохи: «отчизна», «власть»,
«самовластье», «честь», «свобода». Отметим еще, что такие слова высокого
литературного ряда, как «внемлем», «упованье», «вспрянет», вполне
соответствует высокому пафосу, которым проникнуто все послание.
Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом. В разборе
этого стихотворения мы не считаем необходимым делать какие-либо
дальнейшие наблюдения над характером стиха. Каков его жанр? П о с л а н и
е . Дружеское послание – распространенный в те времена жанр; Пушкин к
нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону
интимности и искренности, но, разумеется, «послание» вовсе не означало,
что стихотворение предназначалось только для того лица, к которому
обращалось. Оно рассчитано на широкий круг читателей. Отметим, что в
дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную
тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в
единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в
послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства,
поэтически выраженного. Философская лирика Пушкина горячо
воспринималась читателями его времени. «К Чаадаеву» распространялось в
сотнях списков (напечатать его, разумеется, нельзя было). Впервые в
совершенно изуродованном виде оно было помещено в альманахе М.А.
Бестужева «Северная звезда» в 1829 г. Полностью стихотворение было
напечатано только в 1901 г., т. е. через 83 года после его создания.
Декабристы широко использовали послание к Чаадаеву как революционную
прокламацию. |