В работе над стихотворением следует обратить внимание на его
простоту. Стихотворение невелико по объему, написано простым языком, не
содержит ни необычных сравнений, ни красочных метафор и, кажется,
непосредственно и просто вылилось из-под пера автора. Такое ощущение
должно некоторое время оставаться у учеников. До того, как они начнут
анализировать текст, они должны его очень внимательно прочесть и
проникнуться его настроением.
Приступая к анализу,
следует обратить внимание на черновик стихотворения «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...» Мы видим следы напряженной работы поэта: обилие
зачеркнутых, исправленных и переделанных строк. Из этого следует сделать
вывод, что простота и легкость стихотворения явились результатом
упорного труда автора и что, следовательно, в тексте нет ни одного
случайного слова: каждое из них имеет глубокий смысл, и именно потому
такое короткое стихотворение может производить столь глубокое
впечатление. Попробуем определить эти смыслы. Два первых стиха дают
пейзажную картину:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Пейзаж
содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует
холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта
глубокую реку. Чувство глубины подчеркивается глубоким звуком «у»;
«Шумит Арагва предо мною». Таким образом, первые строки вводят в
сознание читателя образы высоты и глубины. Но еще более важна упомянутая
в первом стихе «ночная мгла». Мы уже много говорили о значении света и
темноты в поэзии Пушкина. Ночь, которая обычно встречалась нам в
негативном контексте, здесь впервые связана с лирическими, задушевными
переживаниями автора. Подумаем над этим. Прежде всего задумаемся над
словом «мгла». Мгла у Пушкина никогда не означает просто темноту, а
всегда ночную тьму, перемешанную с чем-либо. На следующем уроке, изучая
стихотворение «Зимний вечер», мы столкнемся с выражением «Буря мглою
небо кроет...» Там слово «мгла» будет означать ночную темноту,
пронизанную вихрями белого снега — смесь черного и белого. В
стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» ночная мгла
создает сразу два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит
Пушкин,— светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом
луны.
Таким образом, пейзаж первых строк содержит и
образы горных вершин, и глубокую реку, текущую в темноте, и ночную
тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, однако, не трагический, а
примиренный характер, что подчеркивается спокойной музыкальной
организацией стиха. Если выписать гласные и согласные фонемы, можно
убедиться в обилии и разнообразии согласных звуков: их почти столько же,
сколько гласных. Кроме того, обильно представлены плавные: м, н, л. Все
это вместе создает картину контрастную и примиренную одновременно,
широкую и спокойно-печальную.
Третий и четвертый
стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно
находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые
героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные,
но и трудно совместимые чувства. Объяснение их соединению дает
выражение «печаль моя светла»: подобно тому как ночная темнота,
пронизанная лунным светом, делается не страшной, не враждебной, а
грустной и поэтичной, печаль пронизана светом. Каким светом (светом
чего), в стихе пока не говорится. Этому посвящен следующий стих:
Печаль моя полна тобою.
Введенное
в стихотворение поэтическое «ты» — образ неназванной возлюбленной (кому
Пушкин адресовал это стихотворение, мы точно не знаем, вопрос этот до
сих пор составляет предмет споров комментаторов) — становится источником
света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Параллелизм
пейзажа и душевного мира подчеркивается системой звуковых повторов:
слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы их эхом.
Ср.:
Грузии — грустно
Лежит мгла — легко
Ночная — печаль
Мгла — моя светла
Следующие
четыре стиха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная
интонация первого четверостишия делается более напряженной. Одновременно
увеличивается число слов, несущих семантику победы любви над грустью и
света над темнотой,— «горит», «любит». Следует обратить внимание на еще
одну важную особенность: стихотворение посвящено любви и представляет
собой авторский монолог. И по жанру, и по типу речи в центре должен быть
субъект. Между тем в стихотворении не встречается местоимение «я» в
форме подлежащего. Одновременно бросается в глаза наличие безличных
конструкций: «мне грустно», мне «легко». Носитель речи появляется лишь в
косвенных падежах, что не создаёт эгоцентрической структуры. Место
поэтического «я» и одновременно место подлежащего в предложении занимают
слова «печаль», «сердце» — свободные от эгоцентрической окраски. Тем
более сильно звучит выделенность поэтического «ты». Это придает
стихотворению особую окраску. Любовь, о которой говорит поэт,— любовь не
эгоистическая, а самопожертвенная. Это особенно ясно в ранней, черновой
редакции стихотворения:
Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла
Мерцают звезды предо мною
Мне грустно и легко — печаль моя светла
Печаль моя полна тобою
Я твой по-прежнему — тебя люблю я вновь
И без надежд, и без желаний
Как пламень жертвенный чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний. _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _
_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _ _ - безударный слог
_ - ударный слог Октава (восьмистишие). Рифма: абабвгвг – перекрёстная.
Нечётные стихи – шестистопный ямб
Чётные стихи – четырёхстопный ямб
Такое
сочетание разных стоп называется разностопностью. Здесь применяется для
передачи многоплановых чувств. С одной стороны – какой-то тревожности,
но, с другой, тревожности лёгкой, светлой и притягивающей. 1,2 стихи; 3 стопа пиррихий– создаёт эффект размеренного описания природы
3 строфа; 2 стопа пиррихий– эффект светлой грусти и лёгкости (подтверждение слов)
4
строфа; пиррихиев нет – для того, чтобы выделить каждое слово в строке и
выделить среди других стихов саму строку (хотя и в меньшей степени, чем
последнюю)
5 строфа; 5 стопа пиррихий– акцент на
фразе до спондея; усиление её чёткости и точности с помощью длительной
паузы завершения предложения и мягкости слова «уныние»
6 строфа; 3 стопа пиррихий – усиление эффекта перечисления и смягчение самой фразы
7 строфа; 5 стопа пиррихий – создаёт акцент на слове «оттого» в месте с паузой тире
8
строфа; 1 стопа пиррихий – смягчение начала строки и за счёт этого
усиление акцента на остальной фразе; из всех стихов – самый яркий Само
стихотворение сочетает в себе чистую лирику (прямой разговор о
чувствах) и лирику мысли (лирическое размышление, прямое высказывание), в
начале стихотворения, в первых 2 стихах используется описательная
лирика. С одной стороны – это можно назвать элегией, но
элегией светлой и лёгкой, как сама грусть в произведениях Пушкина.
Стихотворение написано простым языком, нейтральной лексикой. |