Нельзя не задуматься о судьбе, когда читаешь
стихотворение А.С. Пушкина «Арион». Стихотворение рассказывает нам о неком
певце, который плыл на челне и пел пловцам. Но идея не в этом…. Повсюду, что бы
мы не делали, мы должны опираться на веру в себя, в людей, которые находятся
рядом, и в Создателя…. Сам певец является игрушкой для развлечения пловцов,
занятых «настоящей» работой, его занятия – ничто по сравнению с работой людей,
прилагающих уйму усилий, чтобы сдвинуть челн с места. Но лишь в певце была та
самая беспечная вера, которая вселяла в его сердце надежду и уверенность в
завтрашнем дне. Стихотворение можно разделить условно на три части: каждая
часть – что-то особенное, играющее определенную роль в целой композиции.
Следует заметить, что число три считается волшебным числом, и с этим нельзя не
согласиться…. Стихотворение всецело окутано волшебством: из всего экипажа выжил
лишь один певец, в то время как все остальные погибли под тяжестью мучений,
вызванных стихией. Это можно назвать «манной небесной», и мы волей-неволей
начинаем понимать, что вера не только освещает путь, но и является сильнейшей
защитой.
Первая часть говорит: «Нас было много на челне», следовательно,
челн был огромен, на нем было довольно
много людей, чтобы сдвинуть с места такого исполина, требовалось множество усилий. Заглянем
вперед. Судно терпит крушение, но выживает лишь наш герой. Это можно назвать
каким-то добрым предзнаменованием, ведь
таких чудес не бывает. А до этого вокруг царили тишина и идиллия, лишь
пение певца, да плеск воды под веслами нарушали незыблемую тишину, что
превосходно передано с помощью аллитерации «щ – ш – сь».
Ничего не предвещало беды, даже «умный кормщик, в молчанье
правивший», не заметил ничего странного, а ведь у руля всегда умный и уверенный
в себе капитан…. А вокруг тишина….
Передавая тишину, спокойствие и умиротворение, автор в то
же время предупреждает о какой-то опасности приемом «умолчания», используя многоточие.
И вдруг неожиданное наваждение, нет, скорее это
реальность. Не зря автор начинает третье предложение с наречия «вдруг», оно
позволило преломить ситуацию, изменить настроение. Незыблемая пучина вод вмиг исказилась
от внезапного порыва ветра: «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный…». Появившиеся
звуки «лн – влн – мл – нл – мн», «др – х – р – рм – ц» мгновенно меняют тишину
и идиллию на ужасную картину бури и хаоса. Ветер налетел с такой силой и
быстротой, что челн потерпел крушение. Для ветра вода, что для человека лист
бумаги, одно движение рук – и она измята. Так и здесь использовано
олицетворение «измял», то есть Ветер без излишних церемоний, недрогнувшей рукой
поверг судно в пучину. Это произошло с такой мгновенной быстротой: сила ветра и
быстрота волн были так неудержимы, что в тексте не нашлось места словам о крушении
челна в этот момент. «Вихорь шумный…». Казалось бы этот эпитет не выдает ничего
необычного. Ведь шум – обычное явление, сопровождающее ветер, но для людей,
которые в тот момент находились там, этот шум казался яростным рыком голодного
зверя. В конце предложения автор поставил многоточие. Эффект умолчания как
нельзя лучше раскрывает всю трагичность случившегося. Уже ничего нельзя
сделать, люди обречены. Не нужно тратить лишних слов, все и так ясно… «Погиб и
кормщик и пловец» - автор объединил сотню человек в одно слово «пловец», это
значит, что просто-напросто выделить некого, все как один опустили головы пред
смертью. Авторский знак «отсутствие запятой» перед второй «и», как в устойчивом
сочетании, в этом предложении указывает
на заурядность ситуации: слишком часто
люди склоняют голову перед опасностью, ударами судьбы, это слишком часто
встречающееся явление. Весь трагизм этого автор подчеркнул восклицательной
интонацией предложения.
«Лишь я, таинственный певец», - лирический герой называет
себя таинственным не случайно. Ведь никому не известно, почему он один выстоял
перед непримиримой стихией. «На берег выброшен грозою», - гроза тут является
рукой, возможно, самого Бога. Ибо он решил спасти певца и дать ему твердую
почву под ноги. Испокон веков люди считают, что гроза и молнии – признак
присутствия божественного начала. Подтверждается избранность героя. И вот уже
герой на берегу сушит одежду под солнцем, которое как все небеса, радуется
чуду. «Я гимны прежние пою», - оказывается, он пел гимны, а гимн, как известно,
- песня, которая воспевает и обоготворяет кого-то или что-то, быть может,
поэтому Бог был так благосклонен к певцу. Интересно, что лирический герой сушит не просто одежду, но
«ризу влажную мою». Риза, как известно верхняя одежда священников, надеваемая
во время богослужения и символизирующая простой хитон Христа, означающая
милосердие и защиту милостыни. Тем самым прослеживается общая мысль, сквозная
тема этого стихотворения и произведений А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк», «Поэт и толпа» и других о поэте и поэзии. Поэт наделен частью
божественной силы, отмечен Богом.
Когда Пушкин писал это стихотворение, возможно, он был
под воздействием своего свободолюбивого настроения, которое было переполнено
желанием верить и творить.… Если верить, то вера обратится в чудо, а если веры
нет, то на сторону человека никогда не встанет Мессия, чтобы вершить добро и справедливость,
и тогда не избежать участи тех самых пловцов, которых поглотило море.
Чувство огромной уверенности, сознание собственной
творческой силы – вот что позволяет певцу выстоять. |