Пятница, 09.12.2016, 10:45

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПУШКИН

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА "АРИОН"

Нельзя не задуматься о судьбе, когда читаешь стихотворение А.С. Пушкина «Арион». Стихотворение рассказывает нам о неком певце, который плыл на челне и пел пловцам. Но идея не в этом…. Повсюду, что бы мы не делали, мы должны опираться на веру в себя, в людей, которые находятся рядом, и в Создателя…. Сам певец является игрушкой для развлечения пловцов, занятых «настоящей» работой, его занятия – ничто по сравнению с работой людей, прилагающих уйму усилий, чтобы сдвинуть челн с места. Но лишь в певце была та самая беспечная вера, которая вселяла в его сердце надежду и уверенность в завтрашнем дне. Стихотворение можно разделить условно на три части: каждая часть – что-то особенное, играющее определенную роль в целой композиции. Следует заметить, что число три считается волшебным числом, и с этим нельзя не согласиться…. Стихотворение всецело окутано волшебством: из всего экипажа выжил лишь один певец, в то время как все остальные погибли под тяжестью мучений, вызванных стихией. Это можно назвать «манной небесной», и мы волей-неволей начинаем понимать, что вера не только освещает путь, но и является сильнейшей защитой.

Первая часть говорит: «Нас было много на челне», следовательно, челн был огромен,  на нем было довольно много людей, чтобы сдвинуть с места такого исполина,  требовалось множество усилий. Заглянем вперед. Судно терпит крушение, но выживает лишь наш герой. Это можно назвать каким-то добрым предзнаменованием, ведь  таких чудес не бывает. А до этого вокруг царили тишина и идиллия, лишь пение певца, да плеск воды под веслами нарушали незыблемую тишину, что превосходно передано с помощью аллитерации «щ – ш – сь».

Ничего не предвещало беды, даже «умный кормщик, в молчанье правивший», не заметил ничего странного, а ведь у руля всегда умный и уверенный в себе капитан…. А вокруг тишина….

Передавая тишину, спокойствие и умиротворение, автор в то же время предупреждает о какой-то опасности приемом «умолчания», используя многоточие.

И вдруг неожиданное наваждение, нет, скорее это реальность. Не зря автор начинает третье предложение с наречия «вдруг», оно позволило преломить ситуацию, изменить настроение. Незыблемая пучина вод вмиг исказилась от внезапного порыва ветра: «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный…». Появившиеся звуки «лн – влн – мл – нл – мн», «др – х – р – рм – ц» мгновенно меняют тишину и идиллию на ужасную картину бури и хаоса. Ветер налетел с такой силой и быстротой, что челн потерпел крушение. Для ветра вода, что для человека лист бумаги, одно движение рук – и она измята. Так и здесь использовано олицетворение «измял», то есть Ветер без излишних церемоний, недрогнувшей рукой поверг судно в пучину. Это произошло с такой мгновенной быстротой: сила ветра и быстрота волн были так неудержимы, что в тексте не нашлось места словам о крушении челна в этот момент. «Вихорь шумный…». Казалось бы этот эпитет не выдает ничего необычного. Ведь шум – обычное явление, сопровождающее ветер, но для людей, которые в тот момент находились там, этот шум казался яростным рыком голодного зверя. В конце предложения автор поставил многоточие. Эффект умолчания как нельзя лучше раскрывает всю трагичность случившегося. Уже ничего нельзя сделать, люди обречены. Не нужно тратить лишних слов, все и так ясно… «Погиб и кормщик и пловец» - автор объединил сотню человек в одно слово «пловец», это значит, что просто-напросто выделить некого, все как один опустили головы пред смертью. Авторский знак «отсутствие запятой» перед второй «и», как в устойчивом сочетании, в этом предложении  указывает на заурядность ситуации:   слишком часто люди склоняют голову перед опасностью, ударами судьбы, это слишком часто встречающееся явление. Весь трагизм этого автор подчеркнул восклицательной интонацией предложения.

«Лишь я, таинственный певец», - лирический герой называет себя таинственным не случайно. Ведь никому не известно, почему он один выстоял перед непримиримой стихией. «На берег выброшен грозою», - гроза тут является рукой, возможно, самого Бога. Ибо он решил спасти певца и дать ему твердую почву под ноги. Испокон веков люди считают, что гроза и молнии – признак присутствия божественного начала. Подтверждается избранность героя. И вот уже герой на берегу сушит одежду под солнцем, которое как все небеса, радуется чуду. «Я гимны прежние пою», - оказывается, он пел гимны, а гимн, как известно, - песня, которая воспевает и обоготворяет кого-то или что-то, быть может, поэтому Бог был так благосклонен к певцу. Интересно, что  лирический герой сушит не просто одежду, но «ризу влажную мою». Риза, как известно верхняя одежда священников, надеваемая во время богослужения и символизирующая простой хитон Христа, означающая милосердие и защиту милостыни. Тем самым прослеживается общая мысль, сквозная тема этого стихотворения и  произведений  А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк», «Поэт и толпа»  и других о поэте и поэзии. Поэт наделен частью божественной силы, отмечен Богом.

Когда Пушкин писал это стихотворение, возможно, он был под воздействием своего свободолюбивого настроения, которое было переполнено желанием верить и творить.… Если верить, то вера обратится в чудо, а если веры нет, то на сторону человека никогда не встанет Мессия, чтобы вершить добро и справедливость, и тогда не избежать участи тех самых пловцов, которых поглотило море.

Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет певцу выстоять.

Категория: ПУШКИН | Добавил: admin (29.08.2012)
Просмотров: 3655 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0