В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в
осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков,
от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние
праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п. Пушкин
описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества,
говорит о судьбе передового поэта в условиях царско-крепостнической
России 30-х годов XIX века. Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной».
Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное
природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою
покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически
правдиво Пушкин изображает деревенскую осень: Октябрь уж наступил; уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад, дорога промерзает; Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл...
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она
— время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень... пора
моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы
поэта посвящены X и XI строфы. Пушкин описывает, как у него рождается и
создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе»,
пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим
волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец,
свободным проявленьем». В этих словах изумительно передано творческое
горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда
наступает момент творчества: И мысли в голове волнуются в отваге,-. И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.
Стихотворение заканчивается (XII) вопросом: «Куда ж нам плыть?» Здесь
отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях
самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, особенно
усилившегося после разгрома декабристов. Стихотворение «Осень»
развёртывается как непринуждённая беседа поэта с читателем. В
соответствии с содержанием той или иной строфы изменяются интонации.
Так, спокойный повествовательный тон первой строфы, в которой нет
авторского «я», сменяется в последующих строфах задушевно лирическим или
ироническим. |