По жанровой характеристике близкое элегии, стихотворение выходит за рамки вольнолюбивой лирики.
В нем две части, первая из которых была опубликована поз названием
«Уединение» (1826). Полностью «Деревня» была известна только в списках.
Один из них был направлен автором царю, у котрого элегия получила
неожиданно положительную оценку как выражение «добрых чувств». В
первой части возникает картина сельской жизни, увиденной «от суетных
оков освобожденным» лирическим героем. В «пустынном уголке» он видит
благословенную антитезу «порочному двору Цирцей», «роскошным пирам»,
«величию неправому» «злодея иль глупца» - всему тому, что составляет
содержание жизни в столице. Выстраивается ряд противопоставлений (суета –
«спокойствие», «забавы» - «труды», «заблуждения»- «истина»),
обрисовывающих ту пропасть, которая отделяет пороки света от гармонии
«дубров» и полей. Средь них лирический герой находит «счастье», здесь
оживает его «свободная душа», ищущая творчества («Приют...вдохновенья») и
«размышленья». Любящему взору («…люблю сей темный сад») во всем
видятся «следы довольства» («овины дымные», мельницы, стада, «парус
рыбаря») в деревенском быту. Лирический герой восхищен красотой природы
(прототипическим был пейзаж Михайловского). В ней он замечает
гармоничное сочетание цветов, запахов, звуков («темный сад» и «светлые
ручьи», белый парус и «лазурные равнины»; цветы, «луг, уставленный
душистыми скирдами» и «овины дымные»; «тишина полей» и «шум дубров»). Детали пейзажа (рощи, поля, ручей, стада, челн рыбака) указывают на реминисцентный источник «Деревни». Стихотворение написано ямбом.
«Свободный», «вольный» - эпитеты, играющие важнейшую роль в
характеристике «счастья» на лоне природы («праздность вольная»,
«свободная душа»). Мотив простора в пейзаже в третей строфе имеет
продолжение в образе путешествия в веках: Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас; Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине.
Свободное размышление лирического героя касается как истин прошлого,
прежде всего просветительских идеалов, так и современных впечатлений.
Среди них наиболее сильным является «убийственное» противоречие между
гармонией природы и враждой людей: Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. … Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
Развитию «мысли ужасной» посвящена вторая часть стихотворения. Она не
была опубликована в связи с остротой критики крепостного права,
составлявшего основу вражды и рабства, «позорно», «печально»
выделяющихся на фоне «цветущих нив и гор». В остальном же четвертая,
самая объемная строфа в стихотворении (27 строк) представляет собой
достоверную картину крепостного быта, заостренную благодаря антитезам.
Напряжение в лирическом сюжете нарастает, и кульминационной точкой
является осознание героем своей ответственности за судьбу народа. Его
«эхо» должно звучать в «грозном» голосе поэта. Тогда он может «сердца
тревожить», пробуждая Россию от векового сна: О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар, И не дан мне судьбой витийства грозный дар?..
В завершающих строчках звучит стремление увидеть «наконец» не только
«рабство, падшее по манию царя», но и наступление «избраннейшего» дня
свободы: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отчеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? |