Понедельник, 05.12.2016, 17:34

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПУШКИН

Анализ стихотворения "Зимняя дорога" (1826)

Стихотворение написано хореем. Обилие пиррихиев (постоянных и непостоянных) создает эффект разговорности интонации.

Важно отметить, что в четвертой строфе пиррихиев меньше, чуть меньше их и в заключительной, седьмой строфе. Как ни странно, это способ выделить эти точки как ключевые в движении лиризма: речь лирического героя как бы "расстраивается" по сравнению с предыдущим текстом (для 4 строфы – и с последующим). "Завязка" не так явственно подчеркнута ритмически, интонационно. "Кульминация" же и "развязка" усилены и особенным характером пауз (большей их длительностью), а также рифм. Процитируем четвертую строфу:

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Одна из рифм здесь наименее глубокая, но все же достаточная: "мне-одне". Рифмуются существительное с не часто употреблявшейся Пушкиным краткой формой прилагательного ("хаты – полосаты") и устаревшая форма "одне" с "мне", чтобы рифмы вообще состоялись. Пушкин ищет многообразные способы передачи речи взволнованного, подавленного человека, которому слова подчиняются не без труда... На этот эффект "работают" не только ритм, паузы, рифмы четвертой строфы, но ритмико-интонационные особенности стихотворения в целом.

В первой строфе в поле зрения лирического героя небо и воздушная сфера – "волнистые туманы", которые похожи на недружелюбное, серое, неспокойное море. Метафора "пробирается луна" одушевляет небесное светило и превращает его в путника, который с трудом одолевает дорогу в своем одиноком движении по небу – как лирический герой по земле.

Далее лирический герой обращает взор на то, что вокруг него, отчего состояние уныния усиливается. Луна "льет печально свет" на "печальные поляны". "Льет" – значит, света много, он заполняет все вокруг. Зачем этот повтор: "печально" – "печальные"? Нет исхода от печали нигде: ни на небе, ни на земле...

В этом царстве печали движется лирический герой. В движении тройки – инерция, скука. Удивительно то, что "зимний" и "скучный" здесь синонимы. "Скучной", "однозвучный", "утомительно" – этими эпитетами троекратно усилено выражение того состояния, которое владеет лирическим героем.

Картина, представшая лирическому герою, "озвучена": "гремит" колокольчик (два вышеназванных эпитета характеризуют именно его). Звук негармоничный, это надоедливый шум, усугубляющий состояние подавленности.

Итак, в картине зимней ночи "угол зрения" лирического героя меняется от самого пространного объекта наблюдения до самого близкого – ямщика. Первоначально акцентирована свето-цветовая сторона картины зимней ночи, затем – звуковая.

Второе слагаемое в ней, кроме колокольчика, - песни ямщика. Они разнообразны, но эпитет "долгих" тоже влияет на поддержание впечатления инерции движения, как будто бы оно осуществляется помимо воли лирического героя. Чуть позже, в четвертой строфе, кульминационной, появятся "версты полосаты": этот образ, соединившись с впечатлением заданности движения, вне воли лирического героя, рождает ассоциацию с тюремными атрибутами, с тюрьмой...

Песни ямщика, в которых "то разгулье удалое, то сердечная тоска", созвучны настроению, состоянию лирического героя. Они включаются в его переживания почти как природное явление, не только не нарушая, а усугубляя состояние одиночества, неодолимого, трагического:

Глушь и снег...

Возвращаясь к особенностям ритма, еще раз подчеркнем наличие коротких фраз, обилие отточий, особенно в четвертой строфе.

В начале пятой строфы "скучно", усиленное словом "грустно", являются уже не характеристикой обстоятельств пути ("по дороге зимней, скучной"), а выражением внутреннего состояния лирического героя. И "грустно" тоже повторится позже...

Далее – контрастная картина, которая встает в воображении лирического героя, картина свидания с возлюбленной. Время для свидания "эмблематичное" – полночь, которая "нас не разлучит". Картина свидания с возлюбленной согрета одушевлением лирического героя, его нетерпением: "Завтра, Нина, завтра..." Таким образом, путь лирического героя имеет цель – свидание с возлюбленной, которому не помешают "докучные" гости.

Заметим, что эпитет "докучных" созвучно с "долгими" песнями ямщика, с бегом однообразно быстрой "борзой" тройки, со звуками колокольчика, который "утомительно" гремит... Весь мир – природный и социальный – чужд лирическому герою. Отрада – лишь в любовном свидании.

Стихотворение строится так, что свидание лишь представляется герою, а в реальности – зимняя, скучная, холодная дорога с полосатыми верстами, состояние уныния и одиночества.

Однако в развязке стихотворения появляется нечто новое, на что нельзя не обратить внимания.

По сути дела, вся последняя строфа – вариация того, что уже было заявлено.

"Грустно, Нина" – буквальный повтор, но включено слово "грустно” здесь совсем иначе, чем раньше: у лирического героя появился воображаемый собеседник.

В обращении к Нине герой говорит, что путь его "скучен". Первоначально "по дороге зимней, скучной", затем: "Скучно, грустно..."; и, наконец "путь мой скучен". Лирический герой движется от характеристики особенностей конкретной дороги к называнию своего внутреннего состояния, а от него – к характеристике своего жизненного пути.

В последней строфе "дремля смолкнул мой ямщик": мысленное общение с возлюбленной отодвинуло потребность в других звуках человеческого голоса.

Более того, в процессе этого общения лирический герой представляет её себе, поэтому у луны появилось "лицо" – "лик”, который "отуманен". В начале стихотворения луна "пробирается" "сквозь волнистые туманы". Теперь же лирический герой как будто рассмотрел ее "лик" и увидел на нем печаль. "Лицо отуманено печалью, грустью..." – это клише хранит наша языковая память, поэтому можно толковать последнюю в стихотворении метафору именно так.

Лирический герой в последней строфе, если можно так, выразиться чуть менее одинок, чем раньше: на небе не просто светило, которое с трудом осуществляет свой путь, а еще одно – кроме героя – "печальное лицо", и в общей картине зимний дороги градус напряжения во внутреннем состоянии лирического героя здесь уже не столь велик, как в кульминации. В ней его напряжение достигло столь опасной черты, что оказалось необходимым самое целительное средство – хотя бы в мыслях представить картину свидания с возлюбленной и обратить к ней мысленный монолог.

В развязке состояние лирического героя несколько стабилизировалось, об этом говорит и форма "однозвучен" вместо "однозвучный" (ранее по отношению к колокольчику). "Однозвучен" – это состояние "сейчас", а не "всегда". То же можно сказать и о "скучен": таков жизненный путь "сейчас". Но завтра?.
Категория: ПУШКИН | Добавил: admin (14.10.2013)
Просмотров: 6267 | Рейтинг: 2.8/4
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0