Пятница, 02.12.2016, 22:50

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПУШКИН

Исследование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»

Я не представляю русскую литературу без Пушкина. Он входит в нашу жизнь с первой, едва осмысленной по слогам певучей строчкой, с колыбельной, которой убаюкивает нас мать, с волшебством народной сказки. Входит, несмотря на громаду своего гения, так же естественно и просто, как естественно и просто растёт трава и светит солнце.

У каждого из нас своя дорога к Пушкину. Моя дорога к поэту началась со  стихотворения «Пророк». Это стихотворение он написал 8 сентября 1926 года, когда находился в Михайловском. Пушкин носит его с собой в бумажнике, он готов кинуть их прямо в лицо – хотя б и царю, если нужно.

 «Пророк» является своеобразным поэтическим манифестом Пушкина. Поэзия – трудное и ответственное дело, считает он. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и  тяжёлая ноша, большая ответственность.

«Пророк» - это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании. Пушкин чувствовал, как на него ложилась обязанность – противопоставить себя тому, что творилось, он хотел обрести голос, которого было бы нельзя не услышать, с которым нельзя не считаться. В стихотворении чувствуется знойная сила и страсть утверждения. Он повелительно жаждет, чтобы стихи его непосредственно врезались в самую жизнь:

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился,-

 

так он начал своего «Пророка». Это экспозиция и одновременно завязка. Пушкин показывает нам человека с высокими запросами, томимого духовной жаждою, то есть стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье», не знает, чем и как удовлетворить «духовную жажду», а поэтому не живёт, а «влачится», прозябает. Образ шестикрылого серафима взят из Библии ( В христианской религии - ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов) и последние действия этого посланника Божия:

 

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Библии принадлежит и общий тон стихотворения, он невозмутимо величавый. Отсутствие придаточных предложений, относительных местоимений и логических союзов при нераздельном господстве союза «и» также приближают  пушкинский язык к библейскому. Поэт использовал устаревшую лексику: глас- старославянизм, виждь и внемли- повелительное наклонение от глаголов видеть и внимать, глагол –слово, уста- губы. Она придаёт торжественность и величавость суровость и возвышенность всему стихотворению:                                

           И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

Здесь Пушкин начинает развёртывать, сам для себя,  картину преображения поэта в бойца. Это начало мучительного процесса превращения человека «томимого духовной жаждой» в пророка. Употребление в центральной части анафоры придаёт стихотворению также поэтический, торжественный и напряжённый тон. С каждой новой строчкой напряжение усиливается, и, наконец, достигает кульминации со строками: «И он мне грудь…». Анафора же  передаёт  монолог лирического героя.

Сравнения «перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как  труп в пустыне я лежал», сплетение эпитетов и метафор «в пустыне мрачной», «сердце трепетное» придают стихотворению выразительность и образность.

«Моих зениц коснулся он» (серафим): поэту-пророку открылись тайны, которые недоступны простым смертным: «Горний ангелов полёт», «Дольней лозы прозябанье», «И гад морских подводный ход».

В заключительной части каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится напутствие «серафима» пророку:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Здесь же, в последней строфе, мы видим объяснение того, каким должен быть пророк. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир, чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она не проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы. Пророк-поэт, имея вещие зеницы и видя всё безобразие человеческой действительности, должен бороться с нею. Его действие и оружие – слово правды.… Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости (змея – символ мудрости), не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнём любви….

 Поэт – пророк должен нести людям слово истины, а поэтическое творчество – это Божий дар, который даётся не всем. Библейские мотивы, устаревшие слова использованы Пушкиным для того, чтобы показать роль поэта в жизни и назначение поэзии. Поэзия должна служить народу. Этим стихотворением А.С. Пушкин продолжает тему поэта и поэзии, начатую ещё  Горацием, Ломоносовым, Державиным… Тема имеет продолжение и в современной поэзии.
Категория: ПУШКИН | Добавил: admin (30.09.2012)
Просмотров: 4233 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0