Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение
«Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор
говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь
среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе.
Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для
Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное,
сделать их серую жизнь цветной. Но вместе с тем он понимает, что в суете
его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и
брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в
таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю
помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную
эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «суетный свет», «хладный
сон»,»детей ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты
второй части стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова»,
«широкошумные дубровы». Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть
– это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода
Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать,
что он задыхается в серой массе жизненных проблем: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.
А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда
уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос
проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством.
Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой
части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем
четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором - перекрестная. Мне
кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия
второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же - о
взаимоотношениях поэта и общества. Но все-таки, как бы ни различны
были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том,
что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей
жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром
Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и
бесконечно свободной птицей… |