У: - Это стихотворение А.С. Пушкина
знакомо вам ещё по начальной школе.
- Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему?
Д: - Чтобы еще раз прочитать.
- Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам
стихотворение по-новому.
У: - Верно, сегодня мы должны будем
проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется –
лирический герой. Но все наши мысли мы будем изображать в цвете.
- Посмотрите на текст стихотворения и скажите, почему
здесь нет разделения стихотворения на четверостишия, строфы?
Д: - Значит, ЛГ испытывает на протяжении
всего стихотворения одни чувства.
У: - Поэтому альбомный лист, необходимый
нам для работы, делить на части не будем.
- А теперь прочитайте это стихотворение про себя и
выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.
Далее ответы детей сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Образы
|
Характеристика
|
Цветовое решение
|
Средство
изображения
|
Вывод
|
Дни
|
"дней суровых” (эпитет)
|
Темные оттенки коричневого, серого, синего.
|
Мазками, палитра цветов.
|
Жизнь ЛГ была тяжелой. У:
- Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.
|
Няня – "голубка” (метафора)
|
"дряхлая моя” (эпитет)
"наморщенных руках”
|
Нежные цвета:
розовые, голубые.
|
Внутри сердца ЛГ образ няни однотонного цвета.
|
Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а
голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне.
Она навсегда в его сердце.
|
Няня
|
"горюешь” ("в глуши лесов”)
"тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”
|
Темно-зеленые тона
Образ няни -сочный оттенок красного.
|
На большом расстоянии от сердца ЛГ изображается образ
няни, окружение няни – мазками, штрихами.
|
Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко
от ЛГ, но также страдает от разлуки.
|
Дорога
|
"черный отдаленный путь”
|
Темно-серый, черный цвет, а может быть и красным, так
как ЛГ очень хочет встретиться с няней.
|
Извилистая дорога, узкая.
|
Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о "подруге дней”,
и реальный образ няни в "глуши лесов” соединяются длинной дорогой испытаний,
которые герои должны преодолеть.
|
Используя устный материал урока, дети отображают
собственное восприятие данного стихотворения, вчитываясь еще раз в пушкинские
строки. В конце урока дети устно защищают свой рисунок.
Задание на дом: написать черновой вариант анализа
стихотворения (с планом анализа стихотворения дети уже знакомы), используя
рисунок.
На следующем уроке дети зачитывают анализ стихотворения
"Няне” А.С. Пушкина. Идет работа с черновиками.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”
Стихотворение А.С.
Пушкина "Няне” было самым любимым. Оно было написано в ссылке в 1827г. В
стихотворении мы видим Л.Г. и две его любимых героини: одна – "в глуши лесов
сосновых”, другая - в сердце Л.Г.
Л.Г. грустит и в то
же время радуется: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя”, а в середине
стихотворения Л.Г. чувствует сильнее расставание с няней: "Одна в глуши лесов
сосновых Давно, давно ты ждешь меня”. В конце Л.Г. будто видит, что его
"голубка” горюет, скучает по нему: "Тоска, предчувствие, заботы теснят твою
всечасно грудь”. Когда читаешь стихотворение, видишь разные цвета, например,
темные оттенки: "дней суровых”, "в глуши лесов”, а также светлые: "голубка”.
Этими цветами А.С. Пушкин подчеркивает любовь к своей няне и боль от
расставания с ней.
Мне очень нравится
стихотворение А.С. Пушкина. Сразу видно, что он написал его от всей души.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”
Это стихотворение
А.С. Пушкин написал в ссылке в 1827г. Каждый ребенок задумывается, почему оно
адресовано "Няне”, а не маме? Так знайте, что мама не любила сына, то есть А.С.
Пушкина. А тепло Л. Герою давала няня. Л.Г в начале стихотворения испытывает
тоску. Это видно из строчки: "Подруга дней моих суровых”. Но сразу вспоминает о
няне, и рождаются такие строчки: "Голубка дряхлая моя”, " В твоих наморщенных
руках”. В конце стихотворения Л.Г. заботится о чувствах няни: "Тоска,
предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”.
Няня тоже хотела
видеть Л.Г.: "Глядишь в забытые ворота, на черный отдаленный путь”. А.С. Пушкин
использовал такие художественные средства, как метафору и эпитет: "Голубка
дряхлая моя”. Они помогают раскрыть искренние, нежные чувства Л.Г. к няне.
Автор не случайно использовал и темные цвета: "дней
моих суровых”. Он этим подчеркивает свои мучения, грусть, тоску.
Когда я прочитала это стихотворение, я стала на все
смотреть по-другому, понимая чувства поэта.
В более старших классах, например, в 8-м классе,
(работу можно начать и с седьмого класса) данная методика помогает учащимся при
сравнительном анализе стихотворений двух поэтов. Учащиеся наглядно видят
сходства и отличия двух Л. Героев, что влияет на целостное представление
ученика о том или ином поэте. Например, для сравнения можно предложить стихотворение
"Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Работа идет одновременно с двумя
текстами стихотворений (по строфам). Дома ученики заканчивают начатый в классе
рисунок и на черновиках пишут сравнительный анализ стихотворений. Весь
следующий урок ученики зачитывают свои черновые сочинения, отмечая в них
преимущества и недостатки. |