КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus
— образцовый) — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII
— начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика,
строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе К.
формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние К. на художественную
жизнь Европы XVII—XVIII веков было широким и долговременным, а в архитектуре
продолжалось и в XIX веке.
К. как определенному
художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных,
тяготеющи
...
Читать дальше »
|
КОМЕДИЯ (от греч. komos —
веселая толпа и oide — песнь) — один из основных видов драмы, изображающий
такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. К. как особая
форма комического (см.) в литературе наиболее точно улавливает и передает его
важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру (см.). Отсюда
многокрасочность и разнообразие комедийных жанров: от развлекательных (фарс, интермедия,
водевиль) до «серьезных», содержащих в себе глубокую идейную задачу К.: сатирических
(«Тартюф» Мольера, «Ревизор» Гоголя), «высоких», по тону близких к драме («Горе
от ума» А. С. Грибоедова), лирических («Двенадцатая ночь» Шекспира, «Вишневый
сад» Чехова) и т. д.
...
Читать дальше »
|
КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos
— смешной, веселый) — смешное в жизни и искусстве.
История действует
основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую
форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия... Почему
таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось
со своим прошлым». Комические положения всегда разрешимы, смех оказывается той
жизнеутверждающей силой, которая беспощадно разит призраки прошлого,
расправляется с различными общественными пороками.
...
Читать дальше »
|
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio
— составление, соединение, связь) — построение, расположение и взаимосвязь всех
частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Продумывая К., писатель
стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и
с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом
писатель исходил из своего понимания действительности и законов и принципов
художественного творчества данной эпохи.
Характер К. тесно связан с
особенностями изображения времени в литературе (см. Время в литера
...
Читать дальше »
|
КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructs
— построение) — название литературной и художественной группировки в советском
искусстве 20-х гг. XX века. В разных видах искусства К. сыграл различную роль.
В архитектуре (Корбюзье) и декорационном искусстве (постановки Мейерхольда) он
оказался плодотворным, а в литературе смыкался с формализмом, потому что,
рассматривая художественное творчество по аналогии с инженерной деятельностью,
преувеличивал роль писательской «техники». К. требовал «экономии в
расходовании материала, целеустремленности, динамичности, рационализма
стройки». Главная группировка — Литературный центр конструкти
...
Читать дальше »
|
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus
— столкновение) — противоборство, столкновение, в литературном произведении
воплощенное в сюжете (см.).
Следует различать
жизненные и художественные К. Художник не просто переносит в свое произведение
различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в
событиях, судьбах персонажей, созданных им самим. И от того, насколько убедителен
и содержателен художественный К., будет зависеть общественная значимость
произведения. Особенно важное значение К. имеет для создания
...
Читать дальше »
|
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от
греч. kritike — суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных
частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей
и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного
творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения
действительности, анализом классического литературного наследия, К. л.— в
отличие от них — оценивает главным образом современное литературное развитие,
истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
...
Читать дальше »
|
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. eulmen
— вершина) — высшее напряжение действия в художественном произведении (сцена у
Авдюхина пруда в романе И. С. Тургенева «Рудин», эпизод возвращения домой Егора
Дремова в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»).
Особенно острой К. бывает
в драматических произведениях. (В «Гамлете» — это «мышеловка», спектакль,
который устраивает при дворе Гамлет, чтобы разоблачить короля; в «Горе от ума»
— это сцена, когда Чацкий объявлен сумасшедшим). К. нередко сливается с
развязкой («Метель» А. С. Пушкина
...
Читать дальше »
|
ЛЕГЕНДА (от лат. legenda —
то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) — один из
прозаических жанров фольклора. В Л. фантастическое — в основе повествования.
Л. подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др.
Пример Л. — рассказ о
Кудеяре в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие авторы
использовали Л. как основу для сюжетов своих произведений (В. Шекспир, В.
Гете, В. Скотт, А. Мицкевич, Г. Флобер, В. Гюго, Т. Маня, А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Живы в памяти советского на
...
Читать дальше »
|
ЛИРИКА (от греч. lyra —
лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) —
один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса (см.)
и драмы (см.), в которых изображаются законченные характеры, действующие в
различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный
момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и
мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон
лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и
общества — могут вызвать переживания человека.
...
Читать дальше »
|
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — это
образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства
которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает
его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его
отношением к природе, общественной жизни, людям, Своеобразие мироощущения,
миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят
соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо
знакомый с лирикой, легко различает неповторимое своеобразие лирики А.
Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского,
А. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: Гете,
Шиллера,
...
Читать дальше »
|
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ —
авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая
непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые
приобрело большое значение в литературе романтизма (см.). Л. о. относится к
внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания
произведения; Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа»
позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления:
через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из
жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема
поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о
лю
...
Читать дальше »
|
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИИ ЖАНР — вид
художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое
изображение жизни. В лиро-эпических произведениях жизнь отражена в
стихотворном повествовании о поступках и — особенно — переживаниях героя или
героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя.
В поэме А. Твардовского
«Василий Теркин» — «книге про бойца» — образ героя овеян чувствами, мыслями,
переживаниями автора, который непосредственно обращается к читателю во
вступительной и заключительной главах поэмы.
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
— вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного
(до развития письменности). В этом широком смысле литература, хотя
представление о ней связано прежде всего с письменностью (лат. littera —
буква), включает в себя и устное народное творчество. В центре литературы (как
и вообще искусства) стоит изображение
человека во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном
процессе развития. М. Горький предлагал назвать литературу человековедением.
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРА В РЯДУ ДРУГИХ
ИСКУССТВ. Как искусство слова художественная литература составляет одну из важнейших
разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись,
скульптура), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных
пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка). Литературу отличают
глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из
природы художественного слова (см.). «Поэзия,— говорит В. Белинский,— есть
высший род искусства... Поэзия выражается в свободном человеческом слове,
которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выраженное представление.
Посему поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется
вдру
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука
о художественной литературе. В задачи Л. входит изучение произведений
прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и,
наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Л. состоит из
теории литературы, истории литературы и литературной критики.
Теория литературы
определяет общие законы развития художественной литературы, устанавливает
особенности художественного произведения и принципы его анализа и определяет
пути изучения процесса литературного разви
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС —
исторически-закономерное движение национальной и мировой литературы,
развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Л. п.— это одновременно
история накопления эстетических, духовно-нравственных ценностей,
непрямолинейного, однако неуклонного расширения гуманистических концепций.
«Выращивание человека является сокровенной думой, движущим стимулом Л. п.,
неотрывного от процесса исторического, в котором реализуется стремление
человека «осуществить (выполнить) себя». Л. п. представляет собой
стадии противоречивого движения — расчленения целого и тем самым преодоления
обесцененности, «непризнанности» огромных человеческих массивов в нем,
движение к «определению ценности о
...
Читать дальше »
|
ЛИТОТА (литотес; др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.
Троп преуменьшения
Литота — это образное выражение, оборот, стилистическая фигура, (троп) в котором содержится
художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого
предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна г
...
Читать дальше »
|
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дореволюционная
массовая дешевая книга с иллюстрациями. Появилась в России в XVIII веке
одновременно с лубочными картинками на больших листах с поясняющим текстом.
Постепенно текст возобладал над картинками, и сброшюрованный лубочный лист
превратился в книжку.
Название произведено от слова «лубок» — липовая доска, на
которой гравировали изображение для печатания. В виде лубочных изданий в XVIII веке
и позднее печатались п
...
Читать дальше »
|
МАДРИГАЛ (итал. madrigale,
от позднелат. matricale — песня на родном языке) — в классической поэзии
стихотворение хвалебного содержания (противоположно эпиграмме, с которой сходно
по малому объему), позднее — краткое стихотворение с интимным оттенком,
обращенное к женщине.
В русской поэзии М.
известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных М. принадлежат А.
Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение:
...
Читать дальше »
|
МЕЛОДИКА (от греч. melos —
напев) — изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких
тонов, один из компонентов интонации (см.).
Мелодика речи резко отличается
от музыкальной мелодии: во-первых, речевые тоны скользящие, а музыкальные —
строго зафиксированы на определенной высоте; во-вторых, в речи отсутствует
фиксированная длительность, свойственная, например, вокальной музыке.
|
МЕЛОДРАМА (от греч. melos
— песня и drama — действие).
1)
Музыкально-драматическое
произведение, в котором диалоги и монологи
персонажей сопровождаются музыкой.
2) Разновидность
литературной драмы XIX века, для которой характерны острая, занимате
...
Читать дальше »
|
МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от
франц. memoire — память, воспоминание) — художественная автобиография в узком
смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем
которых он был, в конечном счете — о судьбах его эпохи.
Классическими
произведениями М. л. являются «Поэзия и правда. Из моей жизни» немецкого поэта
Гете, «Былое и думы» А. Герцена. В каждом из них дается широкая картина
общественной и литературной жизни своего времени (у Гете — 60—70-е годы XVIII
века, у Герцена — 20—60-е годы XIX века).
...
Читать дальше »
|
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ (от франц.
couleur locale).
1. Одна из особенностей,
характерных для произведений романтизма: изображение необычной, экзотической
атмосферы, в которой происходит действие (природы, характеров, быта). У
западноевропейских писателей это чаще всего страны Средиземноморья, Ближнего
Востока, у русских романтиков XIX века обычно Кавказ — земли с патриархальным
укладом, при котором, по представлениям романтиков, сохраняются лучшие
человеческие качества. Иногда воспроизводится колорит не далекой страны, а
отдаленной эпохи (романы Скотта, Купера).
...
Читать дальше »
|
МЕТАФОРА (от греч. metaphora
— перенос) — вид тропа (см.), переносное значение слова, основанное на
уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Уподобление живому
существу называется олицетворением («с гор побежали ручьи»—Н. Некрасов),
предмету — овеществлением («Гвозди б делать из этих людей:
...
Читать дальше »
|
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, или творческий,—
одно из важнейших понятий литературоведения. Оно обозначает наиболее общие
особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво
повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные
течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм,
романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде
всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению
действительности.
М. х. складывается в
определенных
...
Читать дальше »
|
МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
(от греч. methodos — способ познания, исследование) — система взглядов на
литературу, ее природу, содержание, форму, общественную функцию и проч.,
необходимая для научного изучения литературы и ее исторического развития.
Основные принципы такого изучения определяются той философией, из которой
исходит исследователь. В философии существуют различные школы (материалистические,
идеалистические), которые соответственно проявляются в различных М. в л.
Биографический М. стремится объяснить творчество писателя его биографией, формальный
выдвигает на первый план изучение формы (см. Формализм), социологический ищет
основу научного анализа литературы в общественных условиях, возд
...
Читать дальше »
|
МЕТОНИМИЯ (от греч. metonomacizo
— переименовывать) — вид тропа (см.), в котором явление или предмет
обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие
эти явления признаки или связи. Так, когда В. Маяковский говорит о «стальном
ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этот образе метонимическое
изображение револьвера.
Представление о понятии в метонимия дается с помощью косвенных
признаков или вторичных значений,
...
Читать дальше »
|
МЕТР (от греч. metron —
мера) — стихотворный размер. В узком смысле — тот принцип, на котором основан
ритмический строй стиха. В античном стихосложении таким принципом метра была
долгота слога, в русском силлабическом стихе — равное количество слогов, в
силлабо-тоническом стихе — правильное чередование ударных и безударных слогов
(см. Ритм).
МЕТРИКА. 1. Раздел
стихосложения, изучающий общие особенности стихотворного метра и его
национальные черты, зависящие от законов данного языка.
...
Читать дальше »
|
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.
Литературы всех народов мира с древнейших времен до наших дней.
2. Литература мира,
представленная в своих наивысших образцах, т. е. такими именами и
произведениями, которые приобрели широкую известность за пределами своей
страны. Иначе говоря, М. л.— это
золотой фонд человечества.
...
Читать дальше »
|
МИФ (от греч. mythos —
слово, речь) — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного
народного творчества. М. отражает
стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из
убеждения в существовании божественных сил. Потому непременный персонаж М.—
божество, иногда подразумеваемое, по воле которого, как представляли древние,
устроена жизнь. М. содержит в себе догадки о законах природы (например,
греческий М. о богине Деметре — рассказ о чередовании времен года). Часто в М.
выражается человеческая беспомощность (перед стихийными бедствиями, смертью и
пр.), но столь же часто — жизненный опыт. В наивно-фантастической ф
...
Читать дальше »
|
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos
— рассказ, миф и от logos — слово, речь) — изложение мифов (см. Миф) о богах и
героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении
мира и жизни на Земле.
Как тип общественного
сознания М. характерна для каждого народа на ранних этапах его развития,
составляет основу мифологической поэзии, т. е. поэзии, построенной на мифологических
образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.
...
Читать дальше »
|
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne
— современный) — термин, которым обозначаются многие явления литературы и
искусства XX века, именно этим веком рожденные (отсюда происхождение
термина), новые по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с
реализмом XIX века.
Поэтому понятием М. иногда
характеризуются различные нереалистические направления, в том числе и такие,
представители которых стояли на социально-прогрессивных позициях (например,
левый экспрессионизм, футуризм (2). Эти направления сложились в новых, сложных
общественно-ист
...
Читать дальше »
|
МОНОЛОГ (от греч. monos —
один и logos — слово) — развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами
других лиц.
Монолог— излюбленная форма
речевой характеристики персонажей в драме: обращаясь к себе или зрителям и на
время выключаясь из сценического действия, герой в монологе раскрывает свое
душевное состояние (таковы знаменитые монологи Гамлета, Бориса Годунова, Скупого
рыцаря, Чацкого и т. д.). В повествовательной прозе XIX—XX веков следует
отметить так называемые «внутренние монологи», к которым писатели часто
прибегают
...
Читать дальше »
|
МОНТАЖ (от франц. montage
— подборка, сборка) — соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному
принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а
также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров и т. д.
Литературный М.— подборка
отрывков из художественных текстов, мемуаров, официальных документов, научной
литературы на определенную тему с целью наиболее достоверного, объективного,
на основании фактов, изображения какого-либо исторического события или
реального лица. Таковы М.-биографии В. В. Вересаева
...
Читать дальше »
|
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —
свойственная русской народной песне стиховая система, в которой стиховые
границы совпадают со смысловыми и отличие от прозы заключается в синтаксисе,
допускающем членение на сходные фразовые единицы — предложения и обособляемые в
произношении слова и словосочетания внутри предложения, по величине и интонации
(понижение к концу выдоха) соответствующие нормальному дыханию. В каждой такой
единице — два фразовых акцента — первый высокий и второй низкий, чередование
которых создает мелодический ритм и служит основой напева, но воспринимается и
в простом чтении, хотя народно-песенная акцентуация несколько отклоняется от
речевой: не все словесные ударения несут фразовые акценты,
...
Читать дальше »
|
НАРОДНОСТЬ — идейно-художественное
качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными
интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами
наиболее демократических слоев.
Великие художники всех времен — от
Гомера до наших современников — черпали вдохновение в жизни тех национальных
коллективов, к которым они принадлежали. Н. литературы склад
...
Читать дальше »
|
НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura
— природа). 1. Художественное направление, возникшее и сложившееся в
литературах Запада в последние десятилетия XIX века. Признанным главой и
теоретиком Н. являлся французский писатель Э. Золя; из крупных писателей других
стран можно назвать Г. Гауптмана, начавшего свой творческий путь в русле Н., Г.
Ибсена, испытавшего влияние Н. в годы создания пьесы «Привидения». В России
Н. не выдвинул
крупных индив
...
Читать дальше »
|
«НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА» —
течение в развитии русской реалистической литературы в 40—50-х годах XIX века.
Теоретическое обоснование принципов Н. ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд
на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.», в
рецензиях на программные для Н. ш. сборники «Физиология Петербурга» (ч. I—II,
1845), «Петербургский сборник» (1846). «...Получили в литературе право
гражданства так называемые физиологии, характеристические очерки разных сторон
общественного быта» (Белинский В. Г.). Писателей Н. ш. объединяло особенное
внимание к жизни социальных низов, городской и деревенской бедноты. Зарисо
...
Читать дальше »
|
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА — воплощенное в художественных образах в той или иной мере научно
обоснованное изображение жизни человека и — шире — человеческого общества
вообще, какими они сложатся в более или менее отдаленном будущем в связи с
успехами науки и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить
перед человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации («Война миров»
Г. Уэллса, «Лунная пыль» А. Кларка, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери,
«Туманность Андромеды» Ефремова). Н.-ф. л. занимает видное место в современном
литературном процессе, что вполне понятно в связи с успехами НТР
(научно-технической революции).
...
Читать дальше »
|
НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos —
новый и logos — слово) — слово вновь образованное, появившееся в связи с
возникновением в жизни новых понятий (в науке и технике, в культуре, в быту). В
художественной литературе Н. часто вводится писателем как индивидуальная особенность
стиля, живет только в данном произведении:
Я планов наших
люблю громадье, Размаха
...
Читать дальше »
|
НОВАТОРСТВО — открытие
новых путей в литературе, связанная с этим перестройка литературных традиций (см.),
т. е. отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете — создание
новой традиции. Н. требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого
ощущения требований времени. В основе Н. лежит развитие самой жизни: наступает
такой момент, когда сама действительность стимулирует художника на поиски
новых форм, ибо старые уже недостаточны для отображения нового этапа в истории
народа. По существу, все великие художники мира (Данте — в Италии, Шекспир — в &
...
Читать дальше »
|
НОВЕЛЛА (от итал. novella —
новость) — небольшой по объему жанр повествовательной литературы,
приближающийся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не
всегда могут быть проведены и определены). Чаще всего в К. изображаются
один-два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это
произведение с острым, захватывающим сюжетом. По замечанию Гете, «новелла...
новое, невиданное происшествие».
Как литературный жанр И.
сложилась в эпоху Возрождения. Широкое распространение Н. получила в ряде
европейских
...
Читать дальше »
|
ОБРАЗ — основное понятие теории
литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию
художественно-литературного творчества. В центре О. стоит изображение
человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в
то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать
за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно
такого типа. Вымысел усиливает обобщенное значение О. Обобщающее значение О.
неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что
помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. О. имеет благодаря
этому эстетическое значение (см. Идеал эстетический).
|
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, образ
автора, рассказчика — понятия, служащее для обозначения тех особенностей языка
художественного произведения, которые не могут быть связаны с
речью того или
иного из персонажей
произведения, но в то же время имеют определенное художественное
значение в ходе повествования. Наиболее простым в этом ря
...
Читать дальше »
|
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ —
календарные, свадебные песни, плачи-причитания, заговоры и другие произведения
в фольклоре, исполнение которых предусматривалось при совершении бытовых
обрядов. Вне бытовой необходимости исполнение таких песен лишено смысла.
Образы О. п. по традиции
восходят к древнерусским обычаям. О. п.— образец высокой художественности.
Образ ясного сокола — жениха, серой утушки — невесты, белой березы из весеннего
цикла обрядовых майских песнопений, многие другие составили национальный фонд
фольклорной художественной классики. Обр
...
Читать дальше »
|
ОДА (от греч. ode — песнь)
— торжественное стихотворное произведение. В древнегреческой поэзии — хоровая
песнь, сопровождавшаяся танцами. Праздничные оды, созданные Пиндаром (ок.
518—422 гг. до н. э.), прославляли победителей спортивных состязаний и своей
широкой известностью закрепили за произведением такого рода значение
восхваляющего.
В России ода стала
основным жанром поэзии М. В. Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и
философское воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам:
«высокий стиль» речи, изобил
...
Читать дальше »
|
ОКТАВА (от лат. octo —
восемь) — строфа из восьми строк с твердой схемой рифм абабабвв (обязательно
чередование мужских и женских окончаний).
Тройные рифмы придают звучность
и усиливают выразительность, а завершающее двустишие, прерывая их ряд, хорошо
для афоризма или иронического поворота. Октава возникла в итальянской поэзии
эпохи Возрождения, была связана с легким повествованием, позже служила и для
передачи серьезного содержания.
...
Читать дальше »
|
ОМОНИМЫ (от греч. homos —
одинаковы и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но
разные по значению, например: «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», орудие»,
«рукав», «хвост», «язык». Слово «ключ» может обозначать: ключ от замка,
гаечный ключ, родник (ключевая вода), верхний камень, замыкающий сооружение
(ключевой камень).
Омонимы бывают полные
(совпадают как в произношении, так и в написании — «коса», «рукав») и неполные
(совпадают лишь в произношении: «по калачу», «поколочу» — о м о ф о н ы). От О.
...
Читать дальше »
|
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА —
стихотворная композиция, созданная А. С. Пушкиным специально для романа
«Евгений Онегин». Состоит из 14-ти строк четырехстопного ямба, расположенных по
схеме: три четверостишия (перекрестной рифмовки, смежной, охватной) и
заключительное двустишие.
Такая структура связана с
последовательностью развития мысли: обычно в первом катрене формулируется тема
строфы, во втором дается ее развитие, в третьем — кульминация, в двустишии —
афористический вывод. Такое построение делает стих романа чрезвычайно гибким и
разнообразным,
...
Читать дальше »
|
ОЧЕРК — прозаический
документальный жанр. О. чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам
и людям. В то же время О. сохраняет особенности образного отражения жизни (см. Образ),
и в этом смысле О. приближается к рассказу.
Очерк сыграл большую роль
в развитии литературы. Первые О. появились в XVIII веке в сатирических журналах
(в Англии — в «Болтуне» и «Зрителе» Стиля и Аддисона, в России — в «Трутне»,
«Живописце» Новикова). Многие классики реализма первые попытки реалистической
типизации делали в О. Диккенс начал с «Очерков Боза»
...
Читать дальше »
|
ПАМФЛЕТ (от франц. pame feuillet
— летучий листок) — в публицистике (см.) и сатире (см.) произведение
обличительного характера. Памфлет в равной мере свойственны злободневность и
документальность, он бичует пороки современной политической, общественной,
культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных
представителей: известных политических, партийных, церковных деятелей,
литераторов, ученых и т. д. В качестве главных изобразительных средств в памфлете
используется ирония (см.), сарказм (см.). К крупнейшим памфлетистам в мировой
литературе принадлежат Эразм Роттердамский («Похвальное слово Глупости», 1509),
Д. Свифт («Сказка бочки», 1704), Вольтер, Г. Гейне, В. Гюго («Наполео
...
Читать дальше »
|
ПАНЕГИРИК (от греч. panegyricos
— праздничный, торжественный) — первоначально в Древней Греции торжественная
речь, произнесенная на общенародном празднестве или многолюдном собрании,
затрагивающая вопросы государственной важности и содержащая похвалу некоему
общественно значимому событию или объекту.
Злоупотребление элементом
похвалы в П. отмечается очень рано.
В Греции уже в V
...
Читать дальше »
|
ПАНТОРИФМА (от греч. pan —
весь и rhythmics — ритм, соразмерность) — созвучие, включающее в себя не
только отдельные слова или их окончания (как обычно), а стихотворные строки
целиком.
Примером может служить
шутливое двустишие, приписываемое В. Маяковскому:
Седеет к октябрю сова,
...
Читать дальше »
|
ПАРАДОКС — суждение, резко
противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. По словам
Шекспира, «трус умирает много раз, храбрец — только однажды» («Юлий Цезарь»,
акт II). Этот Парадокс, ставший крылатым изречением, повторяют герои Э. Хемингуэя
(«Прощай, оружие», гл. XXI).
Парадокс
...
Читать дальше »
|
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos
— идущий рядом) — сопоставление. П. широко используется в устном народном творчестве
и литературе. П. бывает прямой (например, у М. Шолохова: «Травой зарастают могилы
— давностью зарастает боль»), отрицательный П., в котором подчеркнуто совпадение
основных признаков сопоставляемых явлений, как, например, в старинной
популярной песне С. Стромилова:
То не ветер ветку клонит,
...
Читать дальше »
|
ПАРОДИЯ (от греч. parodia —
перепев, противопеснь) — произведение, подражающее другому произведению,
автору или течению с целью их осмеяния. П. состоит в «передразнивании»,
переворачивании оригинала, сведении его «высокого», серьезного образного языка
в низкий, смешной план.
Знаменитая и
значительнейшая П. в мировой литературе — «Дон Кихот», в котором Сервантес
использовал гениально простой способ осмеяния рыцарских романов и идеалов своей
эпохи через приземление их героики: в его книге место юного знатного рыцаря занял
с
...
Читать дальше »
|
ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis
— пастушеский) — вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных
пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы (см., например, античный
роман Лонга «Дафнис и Хлоя», III век до н. э.).
Особое значение П.
приобрела в новой европейской литературе XVI—XVII веков на Западе (см.,
например, « Аминта» Торквато Тассо; «Фьезоланские нимфы» Джованни Боккаччо), в
русской литературе XVIII века («Эклоги» А» Сумарокова).
...
Читать дальше »
|
ПАУЗА (от греч. pausis —
прекращение) — перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки,
предложения. Находясь в конце предложения, П. определяет его смысловую
законченность.
Особенно важны П. в
стихотворной речи. Большое значение в стихе имеет П., следующая за окончанием
строки и рифмой (см.) и отделяющая строки друг от друга. При несовпадении
этой постоянной П. с интонационно-синтаксическими, отделяющими предложения одно
от другого, появляется перенос (см.).
...
Читать дальше »
|
ПЕЙЗАЖ (франц. paysage от pays
— страна, местность) — картина природы, имеющая различное художественное значение
в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано
произведение. В лирике П. может иметь самостоятельный характер, способствуя
созданию образа лирического героя (например, стихотворение Ф. И. Тютчева
«Люблю грозу в начале мая»). В прозе П. выступает частью всей изображаемой
картины, соотносится с характером повествования, с настроением действующих
лиц.
Впервые П. приобретает
важную роль у сентиментали
...
Читать дальше »
|
ПЕНТАМЕТР (от греч. pentametros
— пятимерник) — стих из двух полустиший (разделенных цезурой), каждое из
которых представляет собой трехстопный дактиль с мужским окончанием; в первом полустишии стопы дактиля могут
заменяться
стопами спондея или хорея
(см. Гекзаметр).
...
Читать дальше »
|
ПЕОН — термин античного
стихосложения, где он обозначал сочетание трех кратких и одного долгого слога.
В русской речи долгих и кратких слогов нет, но по аналогии термином «пеон»
стали обозначать случаи, когда полноударная двусложная стопа в сочетании с пиррихием
(см.) образует как бы подобие четырехсложной стопы.
В хорее встречаются пеон
первый и пеон третий: «Во поле березонька стояла» и «Зашумели, заиграли
провода», а в ямбе пеон второй (wО w w) и пеон четвертый (w w wО): «Напрасно мне
кудесники сулят» и «Адмиралтейская
...
Читать дальше »
|
|