МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne
— современный) — термин, которым обозначаются многие явления литературы и
искусства XX века, именно этим веком рожденные (отсюда происхождение
термина), новые по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с
реализмом XIX века.
Поэтому понятием М. иногда
характеризуются различные нереалистические направления, в том числе и такие,
представители которых стояли на социально-прогрессивных позициях (например,
левый экспрессионизм, футуризм (2). Эти направления сложились в новых, сложных
общественно-исторических условиях — в жестокой атмосфере мировых войн? неразрешимых
конфликтов эпохи кризиса капитализма. Писатели-модернисты ищут особых
художественных средств, чтобы передать весь комплекс острых противоречий XX века.
Реалистические средства представляются им недостаточно выразительными,
устаревшими, прежде всего для воспроизведения душевного состояния человека,
оказавшегося перед лицом буржуазного мира, его отчаяния и потерянности или
гневного протеста.
М. часто рассматривают и
как проявление идеологии исключительно кризисной, упадочной и потому
реакционной. В этом случае М. отождествляют с декадансом (см.), выразившим
пессимистические настроения эпохи.
Но в некоторых
произведениях М. (у Кафки, Джойса) идеи безысходности звучат на фоне
уничтожающего разоблачения буржуазного общества, дается яркая картина разрушительного
воздействия этого общества на человеческую личность.
Таким образом, М.
оказывается шире и значительнее декаданса, не исключая возможности глубокого
содержания.
Однако, придавая форме
особое значение, многие из модернистов превращают поиски оригинальных
художественных средств в самоцель, забывая о значении содержания и создавая в
итоге произведения, не имеющие идейно-эстетической ценности.
Поэтому творчество
модернистов зачастую выглядит обедненным по сравнению с реалистическим, в
котором всегда преобладает стремление к содержательности.
Сложность и
неоднозначность М. подтверждается тем, что в поисках новых образцов
художественной передачи жизни с ним оказались в той или иной мере связаны на
разных этапах своего творчества многие мастера искусства, которые не могут быть
безоговорочно названы модернистами: советский реформатор театра В. Мейерхольд,
французский художник-коммунист Пикассо, крупнейший американский писатель
Фолкнер и другие.
Известное представление о
сложной и не всегда понятной структуре художественного образа у модернистов
может дать «Герника» П. Пикассо.
Разрушение во время
гражданской войны в Испании фашистской авиацией города Герники вызвало гнев и
возмущение всех честных людей в мире. Художник стремился по-своему передать и
хаос разрушения, и звериный облик фашизма.
А позднее, в свете
трагического опыта второй мировой войны, «Герника» обрела более широкий
обобщающий смысл как обличение войны и фашизма. |